1704 год. 27 августа (16 августа ст.ст.) русская армия взяла крепость Ивангород
«Под Дерптом при осаде и взятии его (1704 г.) с русской стороны действовала артиллерия, состоявшая (по позднейшим подсчетам) из 24 медных пушек и 18 медных мортир. А взято было в Дерпте после его сдачи: 8 медных пушек, 5 дробовиков, 8 фальконетов, 76 чугунных пушек, 18 мортир, 6 гаубиц и 11 мелкокалиберных пушек.Артиллерия, взятая в том же 1704 г. в Нарве, была велика: 392 пушки (из них 50 медных), 29 мортир, пушек более мелкого калибра больше 70, большой запас ядер к ним (65 241), больше 4½ тыс. бомб, около 4 тыс. картечи, около 2½ тыс. центнеров пороха, около 34½ тыс. ручных гранат и т. д. А когда спустя несколько дней сдался Ивангород (16 августа 1704 г.), то к нарвской военной добыче прибавилось: 95 пушек, 7 мортир, 4 гаубицы, 22 дробовика, 16 тыс. ядер, 2 тыс. с лишком центнеров пороха, много картечи, свинца, селитры и т. д.
Под Нарву и Ивангород была стянута русская артиллерия в 66 пушек, 26 больших мортир, 7 мортир поменьше и 1 гаубицу, а "выстрелено по городу всего 12 358 ядер и 5714 бомб, на что пошло 10 003 пуда пороха".
Достаточно сличить эти цифры русской артиллерии, действовавшей при взятии большой, прекрасно укрепленной, отчаянно защищавшейся крепости (даже совсем не считая Ивангорода), с цифрами военной добычи, взятой русскими, чтобы видеть громадное значение этого приращения русских артиллерийских сил. А ведь это было время, когда русское оружейное производство еще только становилось на ноги. Притом шведская артиллерия обладала образчиками "новой инвенции", т. е. усовершенствованными орудиями, принесшими большую пользу русским артиллерийским мастерам в качестве моделей».
Цитируется по: Тарле Е.В. Сочинения. Том 10. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. с.446-447
История в лицах
Юст Юль, из записок:
Осмотрел крепость Ивангород, стоящую близ самой Нарвы. (Города) эти отделяет друг от друга лишь неширокая река. Крепость эта, или замок, получила имя от знаменитого царя и великого князя Ивана Васильевича, построившего ее как пограничную крепость у (пределов) Лифляндии. На стенах крепости несколько башен, так что орудия стоят друга над другом в два яруса. В нижней части стен изнутри устроено много просторных сводчатых помещений, где может храниться великое обилие хлебных и (других) зерновых запасов. Своды их сооружены так прочно, что никакая бомба не может их пробить. В скале под стеною [с внутренней стороны высечены?] один под другим три свода, из коих нижний приходится на одном уровне с рекою. С этого свода можно стрелять настильно по воде. Хотя стены весьма ветхи и в предохранение от падения обтянуты крепкими железными полосами, тем не менее в (последнюю) осаду они оказались настолько крепкими, что до самого взятия Нарвы в них не удалось открыть брешь даже при (помощи) самых больших орудий. По взятии же Нарвы Ивангород вынужден был добровольно сдаться за недостатком продовольствия.
Цитируется по: Лавры Полтавы. М. Фонд Сергея Дубова. 2001
Мир в это время
В 1704 году состоялась премьера оперы немецкого композитора Иоганна Маттезона
Иоганн Маттезон. И.-Я. Хайд.Гравюра 1746 года |
«Маттезон (Mattheson) Иоганн (28 IX 1681, Гамбург - 17 IV 1764, там же) - немецкий музыкальный писатель, композитор, певец и дирижёр. В детстве обучался пению и игре на музыкальных инструментах (орган, чембало, гобой, флейта), пел в хоре Гамбургской оперы; с 1697 исполнял теноровые партии. Последний раз выступил публично как певец в 1705 в опере "Любовь, приобретённая кровью и злодейством, или Нерон" Генделя. С того же года воспитатель, затем секретарь в доме англ. посланника. Одновременно с 1715 капельмейстер (до 1728) и каноник Гамбургского собора. С 1741 на дипломатической службе у князя Гольштейнского. Разносторонняя деятельность Маттезона способствовала развитию немецкой музыки. В теоретических трудах выступал сторонником прогрессивного для того времени учения об аффектах, боролся против схоластики, отживших музыкальных теорий, за утверждение современной мажорно-минорной системы. Один из первых немецких профессиональных музыкальных критиков, Маттезон отстаивал в статьях принципы и воззрения англ. и франц. просветителей, выступая в то же время поборником национальной музыки. Маттезон утверждал взгляд на музыку как на содержательное искусство, выражающее глубокие чувства и переживания человека. В своих трудах он систематизировал многие музыкальные явления ("Совершенный капельмейстер", 1739), прозорливо определил значение отдельных музыкантов ("Основы врат чести", 1740). Существенное место в истории немецкого оперного театра занимают произведения Маттезона, оказавшие определённое влияние на оперное творчество Г. Ф. Генделя. Перевёл на немецкий язык многие оперные либретто, а также книгу Дж. Мэнэринга о Генделе ("Memoirs of the life of the late G. F. Handel", 1760; в пер. M. - "Georg Friedrich Hдndeis Lebensbeschreibung", 1761). Ему принадлежат работы по вопросам истории и богословия».