|
---|
1906 год. 10 мая (27 апреля ст.ст.) была созвана Первая Государственная дума Российской империи
Большевистская партия призвала массы к бойкоту Государственной думы. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале — марте 1906 в обстановке правительственных репрессий. Из 478 депутатов 1-й Государственной думы кадетов было 179, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. буржуазно-националистических групп) — 63, октябристов— 16, беспартийных — 105, трудовиков— 97, социал-демократов — 18.
Социал-демократы прошли в Государственную думу «непартийным путём»; они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию. Председатель Государственной думы — кадет С. А. Муромцев.
Центральным вопросом в Государственной думе был аграрный. Кадеты надеялись повести за собой крестьянство под флагом «принудительного отчуждения» помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Правительство ещё накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить её, если будет поставлен вопрос о «принудительном отчуждении». Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фондах» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Несмотря на колебания трудовиков в вопросе о выкупе и утопичность их рассуждений о «трудовом начале» как базе для развития социализма, это был революционный законопроект, требовавший крутой ломки помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года 33 депутата внесли ещё один проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать «проект 33». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. В то же время фракция, находясь под влиянием меньшевиков, допустила ряд принципиальных ошибок (принятие меньшевистского проекта декларации, признававшего Думу «центром общенародного движения», поддержка кадетского лозунга «ответственного министерства» и т. д.).
В условиях обострения внедумской борьбы классов царское правительство сочло дальнейшее существование Государственной думы опасным. 20 июня оно выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубликован царский манифест о роспуске Думы».
История в лицах
С.А. Муромцев:
Совершается великое дело; воля народа получает свое выражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного, законодательного учреждения. Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины.
Цитируется по: Муромцев С.А. Сборник статей. М., 1911.
Мир в это время
|
Окончательно конституция была утверждена в октябре 1907 г. новым шахом Мухаммадом Али. Согласно ей власть шаха оказалась весьма существенно ограниченной меджлисом. Последний имел право утверждать все законы, бюджет и контролировать их исполнение. Шах мог лишь временно приостанавливать действие утвержденного меджлисом закона. Особые статьи конституции запрещали предоставление концессий, заключение займов, договоров и соглашений с иностранными государствами без согласия на то меджлиса. Устанавливался принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, а также принцип ответственности правительства перед меджлисом. В конституции провозглашались неприкосновенность личности, собственности, жилища и тайна частной корреспонденции. Объявлялась свобода образования, печати, обществ и союзов (при условии, что они не противоречат основам ислама). Духовенство по конституции получило очень широкие права: контроль над народным образованием, печатью и обществами. Конституция предусматривала создание по представительству высшего духовенства постоянной комиссии из пяти высших духовных лиц. Без предварительного одобрения этой комиссией шах не мог утвердить ни одного закона. В последующем меджлис много внимания уделял организации светских судов, торговых палат, местного самоуправления. Были значительно урезаны расходы шахского двора и сокращены пенсии каджарским принцам. Все эти действия приветствовались иранскими либералами. В то же время в народной среде большим влиянием пользовались организации муджахидов, выдвигавшие гораздо более радикальные цели и задачи. При них возникали вооруженные отряды федаев, в основном состоящие из рабочих и городской бедноты».
