ИСТОРИЯ


Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век

1093 год. 24 апреля князь Святополк Изяславич прибывает в Киев, чтобы занять великокняжеский престол

«Владимир мог бы сесть на престоле родителя своего; но сей чувствительный, миролюбивый Князь уступил оный Изяславову сыну и, сказав: "Отец его был старее и княжил в столице прежде моего отца; не хочу кровопролития и войны междоусобной", объявил Святополка Государем Российским; сам отправился в Чернигов, а брат его, Ростислав, в Переяславль.
Святополк, княжив несколько лет в Новегороде, еще в 1088 году выехал оттуда, будучи, как вероятно, недоволен его беспокойными гражданами (которые тогда же призвали к себе юного Князя, Мстислава, сына Владимирова) и жил в Турове: он с радостию прибыл в Киев [24 апреля 1093 г.], и народ также с радостию встретил нового Государя, обещая себе мир и тишину под его властию. Сия надежда не исполнилась, и начало Святополкова княжения ознаменовалось великими несчастиями.

Половцы, узнав о кончине Всеволода, изъявили желание остаться друзьями России. Легкомысленный Святополк не посоветовался с Боярами отца своего и дяди: велел заключить Послов в темницу; но сведав, что мстительные варвары везде жгут и грабят в его области, вздумал сам просить их о мире. Половцы уже не хотели слушать сих предложений, и Великий Князь, собрав только 800 воинов, спешил выступить в поле. Едва благоразумные Бояре могли удержать его, представляя ему, что вопреки надменному самохвальству молодых людей, нужны не сотни, а тысячи для отражения врагов; что область Киевская, изнуренная войнами, истощенная данями, опустела и что надобно требовать помощи от мужественного Владимира. Князь Черниговский немедленно вооружился и призвал брата своего, Ростислава. Но Князья, соединив дружины, не могли согласиться в мыслях; стояли под Киевом и ссорились между собою. Наконец Бояре сказали им: "Ваша распря губит народ; смирите врагов и тогда уже думайте о своих несогласиях". Святополк и Владимир, приняв благой совет, обнялися братски и в знак искренней взаимной любви целовали святой крест, по тогдашнему обыкновению. Неприятели осаждали Торческ, город, населенный Торками, которые, оставив жизнь кочевую, поддалися Россиянам: Князья хотели освободить его, Святополк битвою, Мономах миром. Остановясь близ Триполя, они призвали Бояр на совет. Янь, Воевода Киевский, друг блаженного Феодосия, и многие другие были одного мнения с Князем Черниговским. "Половцы (говорили они) видят блеск мечей наших и не отвергнут мира". Но Киевляне, желая победы, склонили большинство голосов на свою сторону, и войско Российское перешло за Стугну. Святополк вел правое крыло, Владимир левое: Ростислав находился в средине. Они поставили знамена между земляными укреплениями Трипольскими и ждали неприятеля, который, выслав наперед стрелков, вдруг устремился всеми силами на Святополка. Киевляне не могли выдержать сего удара и замешались. Великий Князь оказал примерную неустрашимость; бился долго, упорно и последний оставил место сражения. Средина и левое крыло, не умев искусным, быстрым движением спасти правого, еще несколько времени стояли, но также уступили превосходству неприятеля. Земля дымилась кровию. Россияне, спасаясь от меча победителей, толпами гибли в реке Стугне, которая от дождей наполнилась водою. Мономах, видя утопающего брата, забыл собственную опасность и бросился во глубину: усердная дружина извлекла его из волн - и сей Князь, оплакивая Ростислава, многих Бояр своих, отечество, с горестию возвратился в Чернигов, а Святополк в Киев. Несчастная мать Ростиславова ожидала сына: ей принесли тело сего юноши, коего безвременная смерть была предметом всеобщего сожаления»

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М,: Эксмо, 2006

 

История в лицах


Лаврентьевская летопись:

В дн҃ь . антипаскъı . мс̑ца . априлѧ . въ . к҃д . дн҃ь . Приде Ст҃ополкъ Къıєву. [и] изидоша противу ѥму Киӕне с поклоном̑ . и приӕша и с радостью . [и] сѣде на столѣ ѡц҃а своѥго и строӕ своѥго . в се времѧ поидоша Половци на Русьскую землю . слъıшавше ӕко оумерлъ ѥсть Всеволодъ . послаша слъı къ Ст҃ополку ѡ мирѣ . Ст҃ополкъ же не здумавъ . с болшею дружиною ѡтнею . и строӕ своѥго . но свѣтъ створи с пришедшими с нимъ. [и] изъимавъ слъı всажа и в-ъıстобъку. слъıшавше же се Половци почаша воѥвати . и придоша Половци мнози . и ѡступиша Торциискъıи град̑ . Стополкъ же пусти слъı Половецьскъıѣ . хотѧ мира . и не всхотѣша Половци мира . и ступиша Половци воюючи. Ст҃ополкъ же поча сбирати воє хотѧ на не . и рѣша ѥму мужи смъıслении . не кушаисѧ противу имъ . ӕко мало имаши вои . ѡн же реч̑ имѣю ѻтрокъ своих̑ . ѱ҃ . иже могуть противу имъ стати . начаша же друзии несмъıслении гл҃ти. поиди кнѧже . смъıслении же гл҃ху . аще бъı [ихъ] пристроилъ и . и҃ . тъıсѧчь не лихо то ѥсть . наша землѧ ѡскудѣла ѥсть ѿ рати и ѿ продажь . но послисѧ к брату своѥму Володимеру . да бъı ти помоглъ . Ст҃ополкъ же послушавъ ихъ . посла к Володимеру . да бъı помоглъ ѥму . Володимеръ же собра вои свои и посла по Ростислава брата своѥго Переӕславлю. велѧ ѥму помагати Ст҃ополку .

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1926.


 

Мир в это время


В 1093 году известный католический богослов Ансельм из Аосты становится архиепископом Кентерберийским

 

Печать Ансельма Кентерберийского. XI век

«(Anselm) (1033 — 1109) — теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию Бога от бытия вещей развил т.н. онтологическое доказательство (онтологический аргумент) бытия Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию Бога характерны для традиции августинианства. В полемике об универсалиях А. стоял на позициях схоластического реализма. Крайний теологический рационализм А. проявился в его трактате «Почему Бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке».

 

Цитируется по: Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004

 


Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт