1161 год. 6 мартав сражении с Ростиславом Мстиславичем Смоленский погиб князь Изяслав Давыдович
«Изяслав вступил в Киев, освободил там многих друзей своих, бывших под стражею, и спешил осадить Белгород. Великий Князь сжег деревянные укрепления, или острог, и четыре недели оборонялся в крепости. Напрасно Святослав Черниговский склонял брата к общему миру, советуя ему снять осаду, возвратиться за Днепр и ждать всего от справедливости. Изяслав ответствовал его Послам: "Ежели уйду за Днепр, то союзники оставят меня. Что ж будет со мною? В степях ли Половецких найду для себя область? Лучше умру здесь от меча,, нежели от голода на берегах Сейма". Он говорил смело, но действовал малодушно: ибо, услышав, что Торки, Берендеи, Печенеги Росьские, Мстислав Волынский и Галичане идут в помощь к Великому Князю, Изяслав бежал и погиб без мужественной обороны: неприятельский всадник, именем Выйбор, рассек ему саблею голову. Великий Князь и Мстислав нашли его плавающего в крови и не могли удержаться от слез искренней горести. "Вот следствие твоей несправедливости! - сказал первый: - недовольный областию Черниговскою, недовольный самым Киевом, ты хотел отнять у меня и Белгород!" Изяслав не ответствовал, но просил воды; ему дали вина - и сей несчастный Князь, взглянув дружелюбно на врагов сострадательных, скончался [6 марта 1161 г.]. Пишут, что он в битвах обыкновенно носил власяницу брата своего, Николая Святоши, а в сей день почему-то не хотел надеть ее. Разбив Половцев, Олегову дружину, Черниговскую и Князя Северского, взяв их обозы, победители отослали в Чернигов тело Изяслава, искренно оплаканного братом Святославом и еще искреннее Иоанном Берладником. Сей злополучный Галицкий Князь, утратив в Изяславе единственного своего покровителя, уехал в Грецию и кончил горестную жизнь в Фессалонике, отравленный ядом, как думали современники. Великий Князь, не желая мстить ни Святославу Ольговичу, ни гораздо виновнейшему Северскому Владетелю, некогда им облаготворенному, удовольствовался их новою присягою и нашел способ дружелюбно разделаться с Андреем, который добровольно уступил ему Новгород, изведав беспокойную строптивость его жителей. Обузданные согласием двух сильных Государей, они молчали, и Святослав Ростиславич возвратился управлять ими».
История в лицах
Ипатьевская летопись:
Мьстиславъ же пусти ѣ. диции Половци оустерегоша рать . и пригнаша къ Изѧславу . и повѣдаша ему рать велику . Изѧславъ же ни полковъ . видивъ В побѣже . ѿ Бѣлагорода Г. Ростиславъ же съ Ӕрославомъ и съ Ӕрополком̑ . въıидоша из города своими полки . и ту дождаша . брат̑ӕ своеӕ . съвъкупившесѧ вси . целовавшесѧ поѣхаша по нихъ . Торци же постигоша возъı ихъ . на Желѧни . полкъı Д же ихъ постигоша . ѿ Буличь . и ту начаша сѣчи ӕ . а инѣхъ руками имати . ӕша же тогда . и Шварана Е . и Милѧтича ѡба . Степена . и Ӕкуна . и Нажира Переӕславича . Изѧслава же постигоша къ ѡзерѧмъ . въѣздѧча. въ борокъ и постиже и. Воиборъ Ж Генечевичь . и сѣче по главѣ саблею . а другъıи . боде и въ стегно въдъıмъ И ѣ И. и ту летѣ с конѧ . и вземъ ѣ Мьстиславъ лѣ жива. посла в манастъıрь . къ сс̑то Семену І еже есть . в Копъıревѣ К конци . оубьенъ же бъıс̑ Изѧславъ . мс̑ца марта въ s҃ дн҃ь . и ѿтолѣ послаша и Чернигову . Стославъ же спрѧтавъ тѣло его съ слезами . и положиша тѣло его въ ѡтни. ему црк҃ви оу ст҃ою мч҃ку Бориса и Глѣба . мс̑ца марта . г҃ı . дн҃ь же бѣ тогда понедѣлникъ
Мир в это время
В 1161 году византийский император Мануил Комнин женился на дочери прежнего антиохийского князя Марии.
Мария Антиохийская. Миниатюра XII века. Библиотека Ватикана
|
«Казалось, что византийское влияние в Сирии совершенно подорвано — однако угроза со стороны Нурэддина заставляла значительную часть латинских феодалов искать сближения с Византией. Мануил мог рассчитывать, в частности, на поддержку иерусалимского короля. В 1158—1159 гг. Мануил повторил поход отца; византийские воины вступили в Таре, а правитель армянской Киликии Торос признал себя вассалом.
Затем пришла очередь Сирии. Рено Антиохийский не оказал сопротивления: он явился в лагерь императора с непокрытой головой, обнаженными руками и веревкой на шее; князя сопровождали босые и простоволосые монахи, умолявшие василевса простить Рено, Князь был допущен в палатку Мануила, принес присягу на верность и признал политическое и церковное верховенство империи: антиохийцы должны были принимать патриарха из Константинополя, посылать вспомогательные отряды в византийскую армию и передавали василевсу верховную судебную власть в городе. Балдуин III, король Иерусалима, также просил императора о защите. Оба латинских государя сопровождали Мануила при торжественном въезде в Антиохию: Балдуин ехал сзади, без королевских инсигний, а Рено шел, поддерживая стремя императора. Крестоносные государства капитулировали перед Византией, в которой видели единственную силу, способную защитить их от натиска мусульман. В конце 1161 г., скрепляя союз с Антиохией, Мануил женился вторым браком на антиохийской принцессе красавице Марии».