ИСТОРИЯ

1831 год. 6 февраля (25 января ст.ст.) русская армия под предводительством генерал-фельдмаршала Дибича-Забалканского вступает в Польшу

Портрет И.И.Дибича. Г.Доу. 1819-1824 гг. Военная галерея Зимнего дворца, Санкт-Петербург  

«Граф Дибич-Забалканский относил все получаемые им награды храбрым сотрудникам своим, достойным воинам второй армии, благодарил их, в приказах, за примерные подвиги и, на верху почестей, вскоре испытал непостоянство счастия: переход тяжкий, убийственный для человека пылкого, умеющего сильно чувствовать! Сначала лишился он супруги, скончавшейся в С. Петербурге от нервической лихорадки 13 марта 1830 года, на 31 году от рождения. Печальная эта весть достигла до него в Бургасе и он в минуту глубокой горести воскликнул: "и так отныне я весь буду принадлежать России!" Вслед за тем произошло возмущение в Польше. Тщетно человеколюбивый Монарх старался кроткими мерами смирить злоумышленников, щадя народ, слепо повиновавшийся нескольким злодеям. Русская армия, составленная из корпусов: отдельного гвардейского, гренадерского, 1-го и 6-го пехотных, 3-го и 5-го резервных кавалерийских и Литовского отдельного, была поручена главному предводительству генерал-фельдмаршала Дибича. Ему также подчинены губернии: Гродненская, Виленская, Минская, Подольская, Волынская и Белостокская область, объявленные в военном положении. С горестным предчувствием герой обнажил меч, возвратясь из Берлина, где пробыл около трех месяцев.

Желая воспользоваться способами края, дабы занятием вдруг большого пространства оного обеспечить по возможности будущее продовольствие войск в самом царстве Польском, фельдмаршал вступил туда (24 и 25 янв.) с 80 000 армиею на разных пунктах, но распорядился таким образом, что в течении двадцати часов мог соединить свои силы и нанести возмутителям решительный удар, если бы они отважились принять сражение. Войска их были расположены двумя отрядами, первым при Остроленке, Пултуске и Рожанах, а другим, главнейшим, около Минска, Калупгана и Станиславова. Фельдмаршал двинулся всеми силами к Бугу, чтобы, перейдя эту реку, разделить мятежников на две части и отрезать отступление к Варшаве правого их фланга. 30 января армия сделала общее фланговое движение влево, и перешла Буг в двух местах, при Броке и при Нуре. 31 числа авангард графа Палена занял Венгров. Мосты при Ливе и Старой Веси были совершенно истреблены. При первом из сих мест возмутители, под прикрытием артиллерии, старались воспрепятствовать возобновлению моста, но бригада егерей и сильный, удачный огонь орудий наших, принудил их удалиться. В воеводстве Седлецком мятежники сразились с партизанским отрядом полковника Анрепа, заставили его отступить из Седлеца были опрокинуты у Збучина, преследованы на расстоянии шести верст. Войска наши везде находили продовольствие, особенно в фураже, которого при тогдашней распутице никакими средствами подвести бы не можно было. Между тем мятежники сосредоточивали свою армию; авангард их из 6 полков пехоты, 4-х кавалерии, части кракусов и 4 батарей артиллерии занимал позицию под Калушиным. Граф Дибич приказал атаковать оный 5-го февраля. Войска, состоявшие под начальством цесаревича, при коих находился и начальник Главного штаба армии генерал-адъютант граф Толь, быстро двинулись к этому городу и стремительно ударили на мятежников, которые после упорного сопротивления были опрокинуты, бежали из Калушина, преследованы до Минска по главному шоссе и по дороге на Якубов. Потеря с нашей стороны простиралась до 50 человек ранеными и убитыми.

На правом фланге генерал барон Розен, лично предводительствовавший своим авангардом, атаковал мятежников. Покровительствуемые местоположением, они три часа защищались с крайним упорством, но видя войска наши готовыми ударить на них в штыки, обратились в бегство, и были отброшены за селение Добре. На этом фланге мы лишились до 400 человек убитыми и ранеными. В числе первых находился храбрый командир Волынского уланского полка полковник Филимонов.

6-го февраля фельдмаршал приказал возобновить нападение. Левая колонна, под начальством генерал-адъютанта графа Палена, заняла Минск в 8 часов утра и передовые посты оной дошли до Милосны. Генерал барон Розен, пользуясь успехами накануне им одержанными, гнался за мятежниками до Окунева. В этот день они защищались с меньшим упорством. Вообще в оба дни потеря их была несравненно значительнее нашей; в особенности пострадал 4-й линейный полк. У них отбито одно орудие и взято в плен до 200 человек нижних чинов, несколько офицеров, также командир 4-го егерского полка полковник Савицкий».

Цитируется по: Бантыш-Каменский, Д.Н. 44-й генерал-фельдмаршал граф Иван Иванович Дибич-Забалканский // Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. Репринтное воспроизведение издания 1840 года. — М.: Культура, 1991.

История в лицах


Из письма А.С.Пушкина П.А.Вяземскому:

…их надобно задушить и наша медленность мучительна. Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря, мы не можем судить ее по впечатлениям европейским, каков бы ни был впрочем наш образ мыслей…

Цитируется по: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 16томах. Т.14. Переписка, 1828—1831. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 16

Мир в это время


В 1831 году английский мореплаватель Джеймс Кларк Росс открывает северный магнитный полюс Земли.

Портрет Джеймса Кларка Росса. Д.Р.Уайлдмен. 1824 год  

«Северо-западный морской путь на Восток так и оставался не более чем мечтой купцов и географов вплоть до начала XIX в. Но постепенно северные побережья Америки картировались всё глубже и глубже, пока, наконец, не появились первые проблески надежды. Одним из многих, кто отважно служил этому делу, был опытный исследователь полярных областей, английский мореплаватель Джон Росс (1777—1856). В мае 1829 г. на небольшом пароходе «Виктория» всего с 19 членами экипажа на борту он отплыл от берегов Англии, надеясь, наконец, пройти вожделенным путём до Восточной Азии и воплотить мечту в реальность. Подобно многим путешественникам до него, Росс исследовал многочисленные фиорды арктического побережья Канады, и уже к октябрю этого года «Виктория» оказалась пленницей льдов. Четыре долгих года продолжалась борьба со льдами, то отпускавшими путешественников в короткие летние месяцы, то снова зажимавшими зимой, и всё же главная цель экспедиции — северо-западный морской путь — так и осталась недостижимой. Однако эта неудавшаяся с точки зрения торговой Европы попытка Росса оказалась бесценной для всей последующей геофизики...

Зиму 1830—1831 гг. «Виктория» встретила у восточной оконечности неизвестного ранее полуострова (Джон Росс назвал его Земля Бутия в честь спонсора экспедиции Феликса Бута). Зажатая в паковых льдах у побережья, «Виктория» вынуждена была остаться здесь на зимовку. Помощником капитана в этой экспедиции был молодой племянник Джона Росса Джеймс Кларк Росс (1800—1862). В то время было уже обычным делом брать с собой в такие путешествия все необходимые инструменты для магнитных наблюдений, и Джеймс воспользовался этим. На протяжении долгих зимних месяцев он ходил по побережью Бутии с приборами и проводил магнитные наблюдения. Он понимал, что северный магнитный полюс должен быть где-то поблизости — магнитная стрелка неизменно показывала очень большие наклонения. Нанося на карту измеренные значения, он вскоре понял, где следует искать эту уникальную точку вертикального направления магнитного поля. Весной 1831 г. Джеймс Росс вместе с несколькими членами экипажа «Виктории» прощли две сотни километров пешком в сторону западного побережья Бутии, чтобы достичь этого места, и 1 июня 1831 г. их замысел успешно осуществился:

на западном побережье Бутии, на мысе Аделаиды с координатами 70◦05_ с. ш. и 96◦47_ з. д. Джеймс измерил магнитное наклонение 89◦59_. Для всех практических целей этой точности было более чем достаточно.

Так, в 1831 г. местоположение северного магнитного полюса было впервые установлено непосредственно, а «неудачная» экспедиция Росса прославилась на века».

Цитируется по: Дьяченко А.И. Магнитные полюса Земли. М.: Издательство Московского центра непрерывного математического образования, 2003

Обсуждение закрыто

Вход на сайт