1905 год. 28 декабря (15 декабря ст.ст.) было принято решение о создании Институт русской литературы (Пушкинский Дом)
«В юбилейном 1899 г. была учреждена, тоже при Академии наук и тоже под председательством ее президента, великого князя Константина Константиновича, Комиссия по возведению собственно памятника поэту, которая тоже пришла к представлению об ином, нетрадиционном памятнике Пушкину.
Первоначально предполагалось, что памятник как некое сочетание скульптуры и здания разместится на набережной от Троицкого до Сампсониевского моста и что эта набережная получит имя Пушкина. Городская дума отвергла предложение, а набережная стала называться Петровской (в честь Петра Великого). Не реализовалось и намерение поставить такой памятник на углу Каменноостровского проспекта и набережной Петра Великого, то есть в районе Троицкой площади.
И уже тогда же, по сути, утвердилось мнение, что такой необычный памятник Пушкину как родоначальнику новой русской литературы станет монументом в честь всей русской литературы и центром ее изучения. Пушкинский Дом, писал его будущий хранитель М. Д. Беляев, «воспринял свое бытие в ряду прочих академических учреждений в качестве института истории новой русской литературы». Это было сказано задолго до того, как он стал таким институтом...
Учреждение Дома Пушкина состоялось только в 1905 г. Комиссия по возведению памятника (а она уже собирала деньги) наконец гласно возбудила вопрос: «Не будет ли желательнее соорудить памятник А. С. Пушкину не в виде статуи, а в виде постройки особого музея. В музее этом, которому должно быть присвоено имя Пушкина как родоначальника нашей изящной литературы, будет сосредоточено все, что касается наших выдающихся художников слова, как-то: рукописи, вещи, издания сочинений и т. п.». Печать, российская общественность поддержали это предложение. На заседании Комиссии 15 декабря 1905 г. вопрос, получивший общее одобрение, был решен. В феврале 1907 г. та же Комиссия изменила уже почти утвердившееся название «Дом Пушкина» на «Пушкинский Дом» и приняла Положение, которое гласило, что он «составляет государственное достояние и находится в ведении Императорской Академии наук».
Впрочем, созидание Пушкинского Дома началось еще до официального его учреждения рабочими усилиями энтузиастов, прежде всего Б. Л. Модзалевского. Еще в юбилейном 1899 г. вице-президент Академии наук, выдающийся пушкинист академик Л. Н. Майков предложил приобрести библиотеку Пушкина. В 1900 г. именно Модзалевский обследовал ее и перевез из подмосковного села Ивановское, где она хранилась в имении внука поэта Александра Александровича, в Петербург в Библиотеку Академии наук. Пока ради сохранения ее в целостности...
«Приобретение библиотеки поэта, — писал в феврале 1906 г. один из устроителей будущего музея, В. А. Рышков, графу И. И. Толстому, — в собственность музея явилось бы драгоценным для него основанием, вполне достойным великого имени Пушкина, и, обеспечив, с одной стороны, дальнейшую судьбу этого ценного собрания, с другой стороны, помогло бы внуку поэта выйти из того затруднительного положения, в которое он был введен, между прочим, и как помещик тяжелыми современными обстоятельствами, и дало бы ему сознание, что, несмотря на это и на полученные им, по сообщению его поверенного, от заграничных книготорговцев выгодные предложения, библиотека его деда останется навсегда достоянием русского общества».
В апреле 1906 г. правительством были выделены средства, и немалые — 18 тысяч рублей — на приобретение этой библиотеки, которая и была передана Пушкинскому Дому, по сути положив тем самым начало его деятельности».
История в лицах
Александр Блок, «Пушкинскому Дому»:
Имя Пушкинского ДомаВ Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук! <...>
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Мир в это время
В 1905 году польский писатель Генрих Сенкевич получает Нобелевскую премию «За выдающиеся заслуги в области эпоса»
Генрих Сенкевич. Конец XIX века |
«Сенкевич (Sienkiewicz) Генрик (1846, д. Воля-Окшейска на Подляшье – 1916, Веве, Швейцария), польский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1896). Получив университетское образование, работал журналистом. Во всех его произведениях звучит патриотизм, скорбь поляка об угнетённом отечестве, – какой бы темы ни касался писатель: русификации и онемечивания польских школ («Из дневника познанского учителя», 1879), судеб деревенских детей (рассказы «Янко-музыкант», 1879; «Ангел», 1880), эмиграции крестьян («За хлебом», 1880), скитаний польского повстанца («Фонарщик на маяке», 1881), произвола прусской военщины («Бартек-победитель», 1882) или судьбы индейцев в Америке («Сахем», 1883).
Исторические романы: трилогия «Огнём и мечом» (1883—84), «Потоп» (1884—86), «Пан Володыёвский» (1887—88) – повествуют о борьбе шляхетской Речи Посполитой с Украиной, Швецией и Турцией в 17 в. Сюжетное построение в духе романов А. Дюма-отца сочетается с эпической (почти былинной) обрисовкой героев. Стремясь поддержать дух соотечественников, писатель идеализирует родную старину. Эпопея «Quo vadis» («Камо грядеши», 1894—96) рассказывает о гонениях на христиан при Нероне. Столкновениям Польши с Тевтонским орденом на рубеже 14–15 вв. посвящён роман «Крестоносцы» (1897–1900). Психологический роман «Без догмата» (1889—90), высоко оценённый Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким и другими писателями, раскрыл складывающийся тип декадентской интеллигенции: избыток рефлексии мешает герою найти применение собственным силам. Творчество Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры. В 1905 г. он получил Нобелевскую премию».