1772 год. 8 ноября (28 октября ст.ст.) русский флот одержал победу над Османской империи в Патрасском сражении.
«25 октября. Соединенные отряды капитана 1 ранга Коняева и майора И. Войновича, обнаружив в Патрасском заливе под крепостью Патрас дульциниотскую эскадру в составе 25 судов (9 фрегатов и 16 шебек) под командой адмирала Мустафа-паши, заняли [102] позицию, преграждавшую противнику выход из Патрасского залива.
26 октября. Отряд капитана 1 ранга Коняева в составе 2 линейных кораблей, 2 фрегатов, 1 шебеки и 2 полякр атаковал дульциниотскую эскадру в составе 9 фрегатов и 16 шебек. После короткого боя турки потеряли 1 фрегат и 2 шебеки и отступили в Лепантский залив. Отряд Коняева после преследования противника остался под парусами перед крепостью Патрас. 27 октября. С 11 часов утра и до наступления темноты отряд капитана 1 ранга Коняева, лавируя перед крепостью Патрас и неприятельской эскадрой, обстреливал залпами корабли противника, стоявшие на якоре под прикрытием крепостных батарей. 28 октября. Патрасское сражение. Отряд капитана 1 ранга Коняева в составе 2 линейных кораблей («Чесма» и «Граф Орлов»), 2 фрегатов («Николай» и «Слава»), 1 шебеки и 2 полякр в 10 часов утра атаковал дульциниотскую эскадру (8 фрегатов и 14 шебек), стоявшую в Патрасском заливе под защитой крепостей Лепанто и Патрас. Подойдя к противнику на дистанцию 2 кабельтовых и став на якорь, русский отряд открыл огонь по его кораблям и крепостям ядрами, книпелями, брандскугелями и картечью. К 13 часам на избитых турецких кораблях начались пожары, в панике турки бросались в воду и спасались вплавь на берег. Для уничтожения судов противника с отряда были отправлены вооруженные гребные суда, которые сожгли стоявшие на отмелях 7 фрегатов и 8 шебек. Уцелевший фрегат противника был сильно поврежден и на следующий день затонул».
История в лицах
10 час.
В начале 10 часа с обоих крепостей и с неприятельского флота начали производить по нас пальбу, но мы несмотря на страсть оной, надеялись на свое мужество и на помощь всевышнего Бога чем себя охотно побуждали дать баталию а мы с эскадрою усиливали прийти к неприятелю в ближнее расстояние дабы наши пушки удобнее их вредить могли.
11 час.
В исходе 11 часа и выстрелом от нас из пушки сигналом велено лечь на якорь и вступить в бой с неприятелем. Вся эскадра лавировалась и поворачивали каждый особо как им было способно, стараясь только о том чтоб притти на ближнее расстояние к неприятелю. Глубина по лоту 35—30—25 сажень, грунт — ил.
12 час.
В ½ 12 часа приблизившись мы к неприятельскому флоту от ближнего к нам неприятельского фрегата 2 кабельтова более не было хотя «Чесме» и определено стать к крепости первой но присмотря наш командующий что на оной сделалось помешательство в управлении также и в парусах и пачала спускаться под ветр и надежды не предвидел от нея сделать успеха но на место оной приказано от командующего заступить самим и на глубине 20 сажень ил грунт убрав паруса положили якорь… и начата от нас по неприятельскому флоту, лежащему к крепости и в крепость куда только было удобно действовать сильно жестокая пальба с левого борта с обоих деков ядрами книпелями и картечью брандскугелями, а с «Чесмы» и фрегата «Николая» также сильно, а фрегат «Слава» и шебека «Забияка», находясь под ветром под парусами ближе к эскадре имели баталию с неприятелем куда их было можно с таким же успехом, что лучше ото всех желать не можно, а «Мадон» и «Ауза» будучи тогда вдали от нас под ветром не имели случая биться, в исходе часа увидели мы от нашей с эскадрою сильной пальбы с неприятельских судов люди бросалися к воду и с великой торопливостью, иные съезжали на берег и по ним еще более от нас пальба происходила и сшибли в 6-х стоящего фрегата безань мачту и зажжен от наших брандскугелей… А в неприятельском флоте на многих уже шебеках и фрегатах на ближних к нам спущены флаги и вымпелы, в которых мы палили и оных оказалось, что те неприятельские суда от нашей эскадры побежденные сделались.
Мир в это время
В 1772 году Георг III назначил художника Бенджамина Уэста историческим живописцем при дворе
Договор Вильяма Пенна с индейцами. Б.Уэст. Пенсильванский музей искусства, Филадельфия. 1771-1772 гг.
«Вест (или, правильнее, Уэст, Benjamin West) — английский живописец, родился в Спрингфильде, в Пенсильвании, в Северной Америке, в 1738 г. Сначала он учился в Филадельфии у незначительного живописца Вильямса, уроки и разговоры которого имели, однако, важное влияние на Веста. Когда молодому художнику минул 21 год, он при помощи родных и друзей отправился в Европу. Пробыв четыре года в Италии, Вест явился в Лондон уже совсем готовым художником. Здесь он выступил перед публикой в 1764 г. с картиной "Орест и Пилад" (находится в Лондонской национальной галерее), одним из лучших своих произведений в отношении колорита и группировки. Около того же времени он обратил на себя внимание короля Георга III, который заваливал его заказами и, между прочим, поручил ему написать целую серию исторических и религиозных картин для Виндзорского дворца. Был одним из членов учредителей Лондонской королевской академии художеств (основанной в 1768 г.) и по смерти ее директора, Рейнольдса († 1792), занял его место. Умер в Лондоне, в 1820 г. Благодаря покровительству короля и предшествовавшей манерности английской живописи, противником которой выступил этот художник, он пользовался при жизни почетом и известностью; но репутация поблекла тотчас же после его смерти. Его многочисленные исторические картины теперь представляются лишенными самостоятельности, задуманными без всякого одушевления, неколоритными и слабыми во всех отношениях подражаниями стилю итальянцев эпохи эклектизма. Таковы, например, "Пилат показывает Христа народу" (в Нью-Йоркск. музее), "Христос исцеляет расслабленных" (в Лондонской национальной галерее), "Уголино " и др. Гораздо удачнее те из его картин, в которых он, бросив заботу о стильности, воспроизвел эпизоды современной ему истории, напр.: "Битва при Ла-Гоге" (в Гросвенсокой галерее в Лондоне), "Пеин заключает договор с индейцами" и получившая большую популярность в гравюре Вуллетта "Смерть генерала Вольса".