1847 год. 2 февраля (21 января ст.ст.) писатель Александр Герцен навсегда покидает Россию
«То, во что верил юный Герцен, — это была вера в человека и в человечество, вера в прогресс и безусловное поклонение свободе. Герцен не отделял русского дела от задач Западной Европы: не будучи космополитом, горячо и глубоко любя родину, он любил в то же время и Запад — колыбель свободы. Вот отчего во имя борьбы с деспотизмом, которой он посвятил свою жизнь, он так стремился на Запад: конечно, ему хотелось вздохнуть полной грудью, хотелось подышать воздухом свободы, которого так не хватало России Николая I, но в то же время он считал, что Запад и Россия имеют общие задачи — переустройство всего уклада жизни во имя социального идеала. В путях этих политическая свобода приобрела чрезвычайное значение, но лишь как средство, как условие борьбы за социальный идеал. Полная невозможность действовать в России, действенность натуры, не позволявшая ему уйти в одно литературное творчество, влекли Герцена на Запад, и наконец в 1847 году его мечта исполнилась.
Герцен ехал за границу, будучи уже 35 лет, — человеком сложившимся, полным сил, но свободным от юношеской пылкости, трезвым, настойчивым и религиозно преданным идеалу социального переустройства. Будучи последовательным и глубоким индивидуалистом, ставя личность выше всего, как самоцель, как "вершину исторического мира", Герцен сочетал с этим пламенным индивидуализмом веру в соединимость широкого развития личности и социальной правды — и эту веру он столько же основывал на начале разума, преображающего эгоизм в творческую социальную силу, сколько и на живой социальной солидарности, освобождающей личность от узости, от эгоцентризма. Социалистические мечты заранее определяли критическое отношение к современной Европе — тем более что и в самой западной социалистической мысли критика современного строя была очень сильна. С другой стороны, общее развитие у Герцена его философских и исторических взглядов тоже определяло у него некоторый скептицизм — у него уже не было наивной веры в прогресс, в его историческую неизбежность».
История в лицах
Александр Герцен, «Былое и думы»:
Помните ли, друзья, как хорош был тот зимний день, солнечный, ясный, когда шесть-семь троек провожали нас до Черной Грязи, когда мы там в последний раз сдвинули стаканы и, рыдая, расстались?
...Был уже вечер, возок заскрипел по снегу, вы смотрели печально вслед и не догадывались, что это были похороны и вечная разлука. Все было налицо, одного только недоставало - ближайшего из близких, он один был далек и как будто своим отсутствием омыл руки в моем отъезде. Это было 21 января 1847 года.
С тех пор прошли семь лет, и какие семь лет! В их числе 1848 и 1852.
Чего и чего не было в это время, и все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье.
Камня на камне не осталось от прежней жизни, Тогда я был во всей силе развития, моя предшествовавшая жизнь дала мне залоги. Я смело шел от вас с опрометчивой самонадеянностью, с надменным доверием к жизни. Я торопился оторваться от маленькой кучки людей, тесно сжившихся, близко подошедших друг к другу, связанных глубокой любовью и общим горем. Меня манила даль, ширь, открытая борьба и вольная речь, я искал независимой арены, мне хотелось попробовать свои силы на воле...
Мир в это время
В 1847 году Либерия была провозглашена независимой республикой
Первый президент Либерии Д.Д.Робертс. Примерно 1850 год
|
«Либерия — негрская республика на Перечном берегу Верхней Гвинеи. Основана колонизационным обществом для свободных негров, возникшим в 1816 г. в Вашингтоне. Первая попытка переселения негров из Америки на полуостров Сьерра-Леоне не удалась, основанная же в 1822 г. на мысе Мезурадо (Монте-Серрадо) колония с главным городом Монровией успела окрепнуть, хотя в первые годы ей пришлось вести борьбу с туземцами. В 1848 г. Сев.-Американские Штаты признали Либерию самостоятельной республикой; в 1860 г. к ней присоединилась свободная негритянская республика Мэрилэнд, основанная в 1834 г. на мысе Пальма. Каждые два года избираются президент и 13 депутатов; 8 членов сената избираются на 4 года. Республика владеет территорией около 600 км. дл., от р. Манна до р. Кавалли и мыса Пальма; внутренняя граница не твердо установлена, но на 250 км, приблизительно, от берега в глубь страны туземцы покорены. Число переселившихся из Америки и др. освобожденных цивилизованных негров достигает 20000; туземное население принадлежит к племенам гола, гребо, басса, кру и др. Государственный язык — английский; меры и деньги — английские. Белые не могут принимать участие в управлении. Каждый 16-50-летний, способный к ношению оружия, подлежит воинской повинности во время войны; милиция состоит из 4 полков. Доходы Либерии (1888) — 35000 фн. стерл., расходы — 33000 фн. стерл.; государственный долг — 100000 фн. стерл. Либерия ведет торговлю с Англией, Бельгией, Гамбургом и Америкой. Вывозятся: пальмовое масло и орехи, кофе, слоновая кость, каучук, инбирь и красильное дерево. Торговля в руках белых купцов. Климат Либерии один из самых жарких (27,5° Ц.), но не такой убийственный, как в Сьерра-Леоне. Прекрасные леса масличных пальм, перечных и каучуковых деревьев; произрастают также ананасы и кофе. Множество небольших рек; самая значительная — св. Павла. От прибрежной плоской полосы тянутся ряды низких холмов, переходящие в плодородную горную страну, где бродят стада антилоп, буйволов и слонов. Либерия делится на 4 графства, или провинции: Мезурадо, Басса, Сину и Мэрилэнд. Гл. г. Монровия; проч. гавани — Робертспорт, Буханан, Гринвилло, Эдина и др».