1683 год. 16 ноября (6 ноября ст.ст.) Разбойный сыскной приказ был переформирован в Сыскной приказ
Разбойный приказ с 1539 г. упоминаются в актах бояре в Москве, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учрежденная для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный П., который впервые упоминается в 1571 г. и с той поры непрерывно существовал до XVIII столетия. В П. этом сидели боярин или окольничий, дворянин и два дьяка; заведовал он делами о разбое, грабеже и убийстве, палачами, тюрьмами; ему были подчинены губные старосты; он заботился о поимке убийц, воров и разбойников. Ведомство разбойного приказа простиралось на всю Россию, кроме Москвы. Москва только с 1681 по 1687 гг. состояла в ведении разбойного приказа; в остальное время ее ведал в этом отношении земский приказ. 15 ноября 1682 г. разбойный приказ был переименован в разбойный сыскной приказ, 6 ноября 1683 г. — в сыскной; с 1687 г. он называется приказом сыскных дел, с 1689 г. — опять разбойным приказом, затем снова сыскным. Под этим названием он был уничтожен в 1701 г.; дела его были переданы в другие П. соответственно тому, какие разряды населения ведал каждый из них.
История в лицах
Адам Олеарий, из описания путешествия в Московию:
Государственные советники и бояре не только привлекаются ко двору для государственных дел, но служат и в канцеляриях для гражданских дел и судопроизводства. Таких канцелярий, которые русские называют “приказами”, в Москве насчитывается 33. Я их приведу здесь, называя одновременно и лиц, ныне ими заведывающих.
1. “Посольской приказ”, где рассматриваются государственные дела, дела всех послов и гонцов, а также дела немецких купцов. Здесь “думным дьяком” или канцлером Алмаз Иванов.
2. “Розрядный приказ”, где регистрируются имена и роды бояр и дворян и записывается прибыль и ущерб, понесенные в военное время. Заведывающим им является “думный дьяк” Иван Афанасьевич Гавренев.
3. “Поместной приказ”, где записываются наследственные и земельные имения, разбираются тяжбы из-за них и уплачиваются царские пошлины при продаже. Заведывающий — Федор Кузьмин Елизаров.
<…>
33. “Сыскной приказ”, где заявляются и решаются все непривычные новые дела, не подведомственные другим приказам. Здесь начальником князь Юрий Алексеевич Долгорукой.
Мир в это время
В 1683 году 90-тысячная армия Османской империи осаждает Вену
Ян Собеский у стен Вены. Ю. Коссак. 1882 год
«В марте 1683 г. султан лично повел войска от Адрианополя и Белграда на север и в июне вторгся в Австрию. По дороге он соединился со своим союзником правителем Трансильвании Михаем Апафи, так что общая численность султанских войск превысила 200 тысяч человек. В середине июля турки осадили Вену. Император Леопольд I бежал из столицы, но немногочисленный (15 тысяч человек) гарнизон оказал врагу мужественное сопротивление.
Осада продолжался до 12 сентября, когда на помощь австрийцам пришел польский король Ян Собесский. Его армия совершила переход от Варшавы до Вены (около 350 км.) всего за 15 дней и объединилась с войском Карла Лотарингского, которое прежде вело только оборонительные бои. К ним примкнули также отряды курфюрстов Саксонского, Баварского и Бранденбургского. Несмотря на то, что даже все вместе союзники насчитывали около 64 тысяч человек, они нанесли туркам сокрушительное поражение. Восхваляя доблесть Собесского, польский романист Генрик Сенкевич писал: «Король Ян III победил турок под Веной, разбил в прах их могущество, и крик «виват» повторялся во всех христианских странах».
Действительно, события 1683 года имели огромное историческое значение, ибо ознаменовали конец расширения Османской империи. Блистательная Порта оставалась одним из самых могущественных государств в мире, но эра завоеваний для нее завершилась. Отныне султанам приходилось отчаянно бороться за сохранение своих владений, которые, несмотря на все их усилия, постоянно сокращались. Явственным фактом стало отставание Турции от стран Западной Европы в экономической, военной, политической и многих других сферах жизни. Разумеется, началось это отставание не в 1683 г., но никогда ранее не получало оно столь определенного подтверждения. «Подчиненное положение Османской империи и растущая зависимость от Европы, — писал британский историк Лорд Кинросс, — раз и навсегда стали восприниматься европейскими политическими деятелями как политический факт. Раз и навсегда сила Запада с его поднимающимися национальными государствами превзошла силу Востока».