1907 год. 31 августа (18 августа ст.ст.) между Россией и Англией было подписано соглашение, завершившее создание Антанты
«Антанта (французское Entente - согласие), военно-политический союз Великобритании, Франции и России (именуемый также Тройственным согласием, а после присоединения Италии в 1915 - Четверным согласием), оформившийся в 1904-1907 в качестве противовеса Тройственному союзу. Образование Антанты связано с размежеванием великих держав в конце XIX - начале XX в., вызванным новым соотношением сил на международной арене и обострением противоречий между Германией, Австро-Венгрией, Италией с одной стороны, Францией, Великобританией и Россией, - с другой. Резкое обострение англо-германского соперничества, вызванное колониальной и торговой экспансией Германии в Африке, на Ближнем Востоке и других районах, гонкой морских вооружений, побудило Великобританию искать союза с Францией, а затем с Россией. Вместе с тем попытки Германии втянуть Россию в орбиту своей политики посредством Бъеркского договора 1905 не увенчались успехом. Заключение англо-французского соглашения 1904 о разделе сфер влияния в Африке («Сердечное согласие») и русско-английского соглашения 1907 о Тибете, Афганистане и Иране легло в основу образования Антанты. Ее дальнейшей консолидации способствовали Марокканские кризисы 1905,1911, Боснийский кризис 1908-1909, поставившие Россию на грань войны с Австро-Венгрией и Германией. Германское правительство предпринимало попытки ослабления Антанты, стремясь, в частности, использовать для этого англо-русские противоречия в Иране. Однако заключение Потсдамского соглашения (1911) между Россией и Германией не устранило русско-германского антагонизма в политической (Балканский вопрос, Черноморские проливы) и экономической (усиление германской торговой экспансии в России) областях. Балканские войны 1912-1913 привели к упрочению сотрудничества стран Антанты. В военной области это выразилось в определении общих стратегических планов русской и французской армий, подписании русско-французской военно-морской конвенции, русско-английских переговорах о заключении такой конвенции. В политической области вырабатывалась единая линия поведения в международных кризисах, в июле 1914 состоялся визит французского президента Р. Пуанкаре в Россию. Образование Антанты хотя и смягчило разногласия между ее участниками, но не ликвидировало их; сохранились и периодически обострялись противоречия России с Великобританией на Среднем Востоке, с Францией - на Балканах и в Турции.
Окончательно союзные отношения между государствами Антанты были закреплены после начала первой мировой войны соглашением от 23 августа (5 сентября) 1914 об объединении военных усилий против Германии и ее союзников и о незаключении сепаратного мира противником. Название Антанта стало применяться для обозначения всей антигерманской коалиции. В ее состав (не считая России, вышедшей после Октябрьской революции 1917 из войны) входили в конце войны: Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Италия, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Доминго, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Франция, Уругвай, Черногория, Хиджаз, Эквадор, Япония. Ведущая роль в Антанте к этому времени принадлежала Великобритании, Франции и США.
Общее политическое и военное руководство деятельностью блока в различные периоды осуществлялось: Межсоюзническими конференциями (1915, 1916, 1917, 1918), Верховным советом Антанты, Межсоюзным (исполнительным) военным комитетом, Верховным главнокомандующим союзными войсками, главным штабом Верховного главнокомандующего, главнокомандующими и штабами на отдельных театрах военных действий. Применялись такие формы сотрудничества, как двусторонние и многосторонние встречи и консультации, контакты главнокомандующих и генштабов через представителей союзных армий и военных миссий. Однако различие военно-политических интересов и целей, военных доктрин, неправильная оценка сил и средств противоборствующих коалиций, их военных возможностей, отдаленность театров военных действий, подход к войне как кратковременной кампании не позволили создать единое и постоянное военно-политическое руководство коалицией в войне».
История в лицах
С.Д.Сазонов, из воспоминаний:
Подписание в 1907 году соглашения открывало новую эру в наших отношениях со старой и, казалось, непримиримой соперницей. Как у нас, так и в Англии были люди, которые отнеслись критически к состоявшемуся между нами соглашению, одни — на основании неискоренимых предрассудков и принципиальных соображений, другие — потому, что находили его для своей страны невыгодным. В Англии такое отрицательное отношение встречалось, главным образом, у лиц, принадлежащих к служебному составу англо-индийского правительства, или у той группы британских государственных людей, которые всегда считали началом всякой политической мудрости непримиримую вражду к России. Во главе этой группы непримиримых стоял бывший вице-король Индии лорд Керзон, нынешний британский министр иностранных дел, который не сошел с нее и ныне.
Мир в это время
В 1907 году каталонский архитектор Антонио Гауди завершает работу над одним своих шедевров – домом Батльо
Антонио Гауди и Уэзеби Гуэль. Фотография 1910 года
|
«Временем появления дома Батло принято считать период с 1904 по 1906 год. Однако работу над созданием постройки нельзя считать строительством здания в обычном понимании этих слов.
Дело в том, что в 1904 году Антонио Гауди получил от барселонского муниципалитета и лично от дона Хосе Батло Касанаваса заказ на реконструкцию дома, расположенного по улице Пасео де Грасиа. Однако архитектор, руководствуясь собственными, уже выработанными к тому времени художественными принципами, по существу, создал новое сооружение. В результате была полностью изменена конструкция внутреннего дворика, фасадов первого этажа и бельэтажа, главного и заднего фасадов, а также внутренняя планировка здания.
В работе по реконструкции дома Батло принимало участие большое количество людей. Среди них необходимо назвать архитекторов Доминго Суграньеса и Хосе Каналета, мастеров по интерьеру Хуана Рубио и Хосе Мариа Хухоля, а также скульпторов Хосе Льимона и Карлоса Мани. Соавторами Гауди стали также принимавшие участие в создании проектов столяры и мебельщики: Какас и Бардес (мастера, изготавливавшие мебель для дома Кальвет), кузнецы братья Вадиа и мастера по керамике из мастерской фирмы «Хухоль и Баусис».
Конструкция внутренних помещений дома Батло была продиктована характерным для Барселоны глубинным планом построек, при котором фасад зданий, с двух сторон зажатых соседними домами, оказывался в два раза меньше, чем его глубина. При этом, как всегда, Гауди было найдено интересное решение: изнутри дом напоминает длинный лабиринт со множеством изгибов.
Симметрия плана здания обеспечивается за счет точных совпадений точек размещения главного входа и выхода с вертикальной осью, отмеченной лифтовой шахтой. Вместе с тем она многократно нарушается рядом конструкционных элементов.
Как и все произведения Гауди, архитектура дома Батло отличается необыкновенной пластикой. Однако подобная пластичность рисунка дома ни в коей мере не нарушает его пожарной безопасности, обеспеченной целой системой двойных выходов и лестниц.
В композицию дома Батло автором включены также и многочисленные световые дворики. Архитектору удалось их устроить, даже несмотря на то, что ширина здания достигала 14 м. Так, например, один из подобных световых двориков по конструкции является довольно просторной лоджией, размещенной по всей высоте здания и расположенной близко к брандмауэру с правой стороны постройки. Подобная конструкция позволяла обеспечить естественным светом прилегающие к ней санузлы.
В конструкции дома Батло предусмотрены пять дверных проемов, сделанных на первом этаже. Строгая симметричность деталей здания сохраняется только до пятого этажа, выше же происходит плавный переход к асимметричной кровле.
В первом варианте проекта Гауди круглая башня, венчающая здание, располагалась по центральной линии фасада. Однако впоследствии автор решил изменить ее местоположение, руководствуясь архитектурой выполненного в неоготическом стиле щипца соседнего здания, а также стремлением закрыть часть брандмауэра. Кроме того, у башни зодчим была сооружена маленькая терраса и внесены изменения в рисунок ограждения балкона. Таким образом, оказавшиеся по соседству здания были втянуты в образную систему архитектурной композиции, созданной Гауди. Впечатление стилистической спаянности построек происходит также и вследствие того, что пластически сложный бельэтаж дома Батло находится на одном уровне с эркером соседнего здания, а потому воспринимается зрителем как логическое продолжение темы, прозвучавшей в произведении Гауди.
Среди конструкционных деталей дома Батло необходимо особенно отметить чердачное окно с маленьким балконом. Он располагается над уровнем шестого этажа здания в простенке, который остается свободным на четыре этажа. Эта маленькая деталь постройки на самом деле выполняет значительную функцию. Чердак, расположенный над пустым простенком, служит своеобразной точкой, лежащей на условно прочерченной линии оси симметрии. Это своего рода точка-акцент, которой заканчивается одна тема – симметрия – и начинается другая – асимметрия.
Кровля, поверхность которой напоминает рельефную спину доисторического животного, выполняет не только декоративную функцию. Она маскирует размещенные под ней водяные баки, перегороженные сводами, имеющими параболический профиль.
Плавно изгибающийся конек кровли дома Батло украшают огромные бусины и цилиндры, сделанные из керамики и раскрашенные в самые разные цвета. Башню, внешняя поверхность которой отделана колотым стеклом, венчает луковка, заканчивающаяся крестом. Луковка с крестом предварительно была изготовлена на Мальорке, а затем перевезена в Барселону и водружена на башню.
Фактурное и яркое колористическое решение поверхности внешних стен и кровли Гауди применяет по отношению к отделке всего здания дома Батло. На крыше размещено несколько дымовых труб со сложным сечением, стенки которых отделаны кусками битого стекла. А выведенные на крышу трубы системы вентиляции облицованы разноцветными осколками керамической плитки».