1832 год. 17 декабря (5 декабря ст.ст.) на фрегате «Штандарт» из Севастополя была отправлена миссия генерала Н. Н. Муравьева к египетскому паше Мухаммеду-Али
«В связи с восстанием наместника Турции в Египте паши Мехмет-Али, нанесшего ряд поражений высланным против него турецким войскам, занявшего Сирию и угрожавшего вторжением в Малую Азию и наступлением на Константинополь, Николай I предложил турецкому султану Махмуду II свою военную помощь против восставшего паши. Еще до принятия Турцией этого предложения Черноморскому флоту и специально выделенному сухопутному корпусу (10000 чел.) было приказано приготовиться к отправлению в (Константинополь.
5 декабря 1832 г. на 44-пуш. фрегате «Штандарт» (капитан-лейтенант П. И. Щербачев) была отправлена из Севастополя в Константинополь и Александрию миссия генерала Н. Н. Муравьева с поручением склонить египетского пашу Мехмет-Али подчиниться турецкому султану. Прибыв в Александрию, Муравьев вел переговоры с пашой с 1 по 11 января 1833 г. Не добившись определенных результатов, Муравьев направился в Константинополь, где оставался до конца экспедиции, приняв командование над прибывшими сухопутными войсками. [217] Успешные действия армии Мехмет-Али, двигавшейся на Константинополь, побудили турецкое правительство принять предложение Николая I о помощи».
История в лицах
Из письма А.Н. Муравьева к Н.Н. Муравьеву-Карскому:
Тобольск. 1 июня 1833
Любезный брат и друг Николай,
Посредством газет только имею я известия о тебе. Хоть бы ты мне написал одно слово сам, хоть бы вспомнил, на блистательном поприще своем, что я в Сибири следую мыслью за твоими подвигами и с нетерпением ожидаю вести о тебе! Брат Андрей, служащий теперь на весьма почетном месте, а именно: за обер-прокурорским столом в св. Синоде, уведомляет меня, что он всякие две недели получает от тебя письмо; - нельзя ли и меня, грешного, почтить таковым же? По газетам видно: что ты славно бы кончил свое поручение, если бы не помешали тебе иностранные переговоры. Видно также, что Ибрагим готов уже мириться, и, конечно, не по причине французской литературы, а по причине русских штыков, которые видно кажутся уже издали ему немножко колки. Здоров-ли ты, любезный брат? Край, в котором ты находишься, подвержен опасным болезням; но бог тебя хранит, мой друг; ют, который возлагает все упование свое на господа, не более бывает в опасности среди смерти, как и на своей постели. Он знает, что волос не спадет с главы его без воли отчей! и потому спокоен среди величайших опасностей. Ты таков, любезный Николай, и все принимаешь от руки божией, и все переносишь для него, и ему единому воздаешь славу и благодарение!
Мир в это время
В 1832 году Абд аль-Кадир был избран племенами западного Алжира эмиром и создал независимое государство.
Абд аль-Кадир в Ливане. Неизвестный художник. Конец XIX века
«В интересах финансовой верхушки монархия Луи-Филиппа продолжала завоевание Алжира. Оно было начато еще при Бурбонах: правительство Полиньяка отправило в середине июня 1830 г. в Алжир экспедиционный корпус, и уже 5 июля алжирский дей (правитель), не оказав серьезного сопротивления, сдал свою столицу город Алжир французам. Номинальный сюзерен Алжира - турецкий султан ограничился бумажными протестами. На защиту своей страны поднялись народные массы - арабские и берберские племена. Правительству июльской монархии пришлось столкнуться с освободительной войной алжирского народа, продолжавшейся затем почти двадцать лет.
С 1832 г. борьбу против французских колонизаторов возглавил энергичный и талантливый военачальник Абд-эль-Кадер. Сплотив под своим руководством многие племена западных и центральных районов Алжира, он создал независимый эмират и нанес французским войскам ряд крупных поражений. Французские власти были вынуждены заключить с ним в 1834 и 1837 гг. договоры и признать его власть над двумя третями алжирской территории. Через некоторое время, перебросив в Алжир подкрепления, колонизаторы возобновили военные действия, но по-прежнему терпели неудачи. Только ценой больших потерь и огромных средств, сосредоточив в Алжире более ста тысяч солдат и значительную военную технику, применив массовые убийства алжирцев, истребив целые племена, захватчики смогли к концу 1847 г. разбить войска Абд-эль-Кадера и взять его в плен. Однако и после этого в Алжире продолжалась борьба против колонизаторов.
Тяжелая и непопулярная алжирская война принесла большой ущерб французскому народу. Кавеньяк, Ламорисьер, Сент-Арно, Пелиссье, Шангарнье и другие «алжирские генералы» именно здесь приобрели опыт кровавого, беспощадного подавления народного движения, который они перенесли позднее во Францию».