1559 год. 17 января русские войска разгромили под Тирзеном отряд ливонского ордена под командованием рыцаря Фелькерзама
«[1559 г.] Недовольный Курлятевым и Репниным, Государь в Декабре [1558 г.] месяце послал в Ливонию мужественных Воевод, Князей Симеона Микулинского, Василия и Петра Серебряных, Ивана Шереметева, Михайла Морозова, Царевича Тохтамыша, Князей Черкесских и войско сильное, чтобы идти прямо к Риге, опустошить землю, истреблять неприятеля в поле. Готовые начать кровопролитие, они писали к Магистру, что от него зависит война и мир; что Иоанн еще может простить, если Немцы изъявят покорность. Ответа не было. 17 Генваря Россияне вступили в Ливонию: от городка Красного, захватив пространство ста верст или более, шли на Мариенбург, и близ Тирсина встретили Немцев, коими предводительствовал Фелькерзам. Тут был один Князь Василий Серебряный с своею дружиною. Неприятель оказал мужество: знатнейшие витязи Ордена и чиновники Архиепископа Рижского стояли в рядах. Храбрый Фелькерзам и четыреста Немцев пали в битве. Канцлер Архиепископов и тридцать лучших Дворян находились в числе пленников; остальные рассеялись, и Князь Серебряный открыл безопасный путь войску до самого моря. Зима была жестокая. Не занимаясь осадою больших крепостей, Вендена, Риги, Воеводы подступали единственно к маленьким городкам. Немцы уходили из них. Один Шмильтен не сдавался: Козаки наши разбили ломами каменную стену его и долго резались в улицах с отчаянным неприятелем. Россияне брали пушки, колокола, запасы; предавали огню все, чего не могли взять с собою; истребили таким образом одиннадцать городов; три дни стояли под Ригою, сожгли множество кораблей в устье Двины, опустошили ее берега, Приморскую землю, Курляндию до Пруссии и Литвы; обогатились добычею и с несметным числом пленников вышли 17 Февраля к Опочке, известив Иоанна, что рать его цела, а Ливония в пепле!»
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006
История в лицах
Реляция И. Гофмана о Русском государстве и Ливонии:
Далее я разузнал о причинах начатой великим князем войны с Ливонией, а именно, что будто бы бывший дерптский епископ Герман, оказавшийся впоследствии изменником, имел с великим князем общие границы; названный епископ, совокупно со своими подданными из дворянства, бюргерства и крестьян пользовался с незапамятных времен бортями в пределах земель великого князя. И, как говорят московиты, великий князь многократно указывал (beschwerdt) на это дерптскому епископу и жаловался на него герцогу Вильгельму, магистру тевтонского ордена в Ливонии, чтобы его княжеская милость вышеназванный епископ принудил своих людей платить дань великому князю за эти борти или же доставить ему столько меду, сколько они собрали за столь долгие годы. Вышеназванного же епископа он уже семь лет с излишком (bis ihn das achte jar) увещевал многократными посланиями и напоминал ему об этом и все-таки не получил от него никакого окончательного ответа и, так как он не добился этого своими предыдущими (zu dem esten) жалобами, то вынужен был под конец этого потребовать. На это епископ написал великому князю, что даже всей Ливонии, не говоря уже о маленьком дерптском епископстве, не под силу заплатить за такое количество меда, которое было собрано в течение столь долгого времени. Потом князья отправили посольство к великому князю и велели вести с ним переговоры; вслед за тем (auf sulches) посольство вело переговоры с великим князем и согласилось на уплату его княжеской милости дани, которую должно было платить дерптское епископство и за которую должна была поручиться вся Ливония, а именно в следующем размере: за каждого человека, который родился в дерптском епископстве в течение 40 лет, надлежало уплатить по одной марке, которая равна двадцати крейцерам, что он [великий князь] и согласился считать в сумме равным пятидесяти тысячам талеров; в последующее же время за год (gerlichen) по тому, сколько народится людей в дерптском епископстве, что решено считать равным тысяче венгерских дукатов. Это подлежит уплате в год дерптским епископством великому князю на вечные времена.
Цитируется по: Посольство И. Гофмана в Ливонию и Русское государство в 1559-1560 гг. // Исторический архив, № 6. 1957. с.135-136
Мир в это время
В 1559 году были подписаны Като-Камбрезийские мирные договоры
«Като-Камбрезийский мир - два мирных договора, завершивших т. н. Итальянские войны 1494-1559 - подписаны в 1559 между Францией и Англией (2 апр.), между Францией и Испанией (3 апр.). По первому договору Англия возвращала Франции Кале за выкуп в 500 тыс. экю в течение 8 лет. По второму договору Франция отказывалась от всяких притязаний на владения в Италии, возвратив все итальянские земли, завоеванные с 1552, и ряд областей в исп. Нидерландах и Лотарингии. В Италии она сохранила Салуццский маркизат, Турин, Пинероло, Асти, в Лотарингии три епископства - Туль, Мец и Верден. В руках Испании оказались Миланское герцогство, Неаполитанское королевство, Сицилия, Сардиния и мелкие владения в Тоскане. Итальянские государства, выступавшие на стороне Испании, получили: Флоренция - Пьяченцу и Сиену, Генуя - Корсику. Савойское герцогство, захваченное в 1536 французами, было восстановлено и к нему присоединена часть Пьемонта. Като-Камбрезийский мир знаменовал конец попыток франц. экспансии в Италии и надолго закрепил господство испанцев на Апеннинском п-ове и раздробленность Италии».