ИСТОРИЯ

1586 год. 2 декабря (22 ноября ст.ст.) мастер Андрей Чохов закончил отливку Царь-пушки

Царь-пушка. Фото «Шерер, Набгольц & Ко». XIX век.

«В 1488 году в Москве существовала «пушечная изба», в которой отливались орудия; вокруг иностранных мастеров группировались русские техники, освоившие технологию артиллерийского производства того времени и налаживавшие самостоятельную русскую артиллерийскую (конечно, кустарную) промышленность.

Известно немало литейщиков, работавших после Якова: Иван и Василий, отлившие пищаль в 1491 году и именовавшие себя «Яковлевы ученики Ваня да Васюк»; Андрей Чохов, ученик Фиораванти, отливший знаменитую московскую «царь-пушку», и другие.

Андрей Чохов был наиболее выдающимся русским литейщиком периода царствования Ивана Грозного и его сына Федора.

Царь-пушка — едва ли не самое крупное в мире орудие той эпохи. Ее калибр — 35 дюймов, вес — 2400 пудов (40 тонн), длина — около 5 метров. Каменное ядро этой пушки весило 120 пудов. Но царь-пушка не имела никакого боевого значения; повидимому, из нее никогда и не стреляли, ибо она не выдержала бы и одного выстрела. Постройка такого орудия преследовала, очевидно, своеобразную политическую цель. Недаром в царствование Ивана Грозного подол римского императора доносил, что Московское княжество имеет не менее двух тысяч орудий и такие снаряды, что не видавший их не поверит описанию. Артиллерия Ивана Грозного действительно была довольно многочисленной. Так, при осаде Казани в 1552 году русские войска имели 150 орудий крупного калибра, помимо полковых пушек и мортирок. А в Литовском походе Ивана Грозного участвовало около 200 орудий.

В середине XVII столетия в 96 разных городах (не считая Москвы) имелось уже 2 730 орудий».

Цитируется по: Артиллеристы. М.: «Молодая гвардия», 1939.

История в лицах


Надписи, отлитые на Царь-пушке:

Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине. Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов

Цитируется по: Наука и жизнь. №1, 2007 год

Мир в это время


В 1586 году накануне готовящейся войны с Турцией скончался король Польши Стефан Баторий

Портрет польского короля Стефана Батория. М.Кобер. 1583 год

«Баторий Стефан — польский король с 1576 по 1586 г. — Он происходил из рода Баториев Шомлио, был сыном Стефана, трансильванского воеводы, и Екатерины, рожд. Телегди; род. 27 сент. 1533 г. Очень рано, на шестнадцатом году жизни, он вступил в военную службу к Фердинанду, королю венгерскому и чешскому, и вместе с тем отправился в Италию, где посещал Падуанский университет. Потом Баторий перешел на службу к Иоанну Сигизмунду Запольскому, князю Трансильвании, и тогда попался в плен к немцам, которые держали его взаперти в продолжение трех лет. Это время Баторий посвятил усовершенствованию себя в науках. Занимался чтением книг, а в особенности римских историков. После смерти Иоанна в 1571 г. Баторий был избран князем Трансильвании и в 1574 г. после бегства Генриха Валуа стал помышлять, чтобы его избрали на польский престол. С этой целью он вступил в сношения со знаменитым и могущественным в то время родом магнатов Зборовских и с их помощью поставил свою кандидатуру. На элекционном сейме 12 января 1575 г. произошло разделение голосов: сенат провозгласил королем императора Максимилиана, дворянство же отдало престол пятидесятилетней Анне Ягеллонке, сестре Сигизмунда Августа, и польским королем избрало Стефана Батория с условием, чтобы он женился на Анне. Несмотря на протест Максимилана, Стефан прибыл в Краков, где короновался в апреле 1575 г. Трудные времена для польских королей начались уже после избрания Генриха Валуа, который должен был присягнуть на верность так называемым генрицианским артикулам. Шляхта хотела иметь как можно больше привилегий, старалась обременить короля большим количеством обязанностей, ограничивая вместе с тем его права. В этом отношении главным образом были опасны могущественные магнаты, которые особенно усилились во время обоих последних Ягеллонов: Сигизмунда Старого и Сигизмунда Августа. Баторий ввиду такого положения дела решил опереться на среднее дворянство, с помощью которого он мог бы вести борьбу с магнатами. Несмотря на услуги Зборовских при избрании его на престол, он тотчас по прибытии в Краков оставил их в стороне, а в среде дворян отличил талантливого и образованного Яна Замойского, сделал его подканцлером, а затем, спустя несколько лет, убедившись, что выбор был хорош, отдал ему канцелярскую печать, гетманскую булаву и руку племянницы своей Гризельды. Относительно же магнатов и вообще непокорных Баторий смело и энергично проводил свой план; прежде всего он взял в 1576 году богатый и могущественный город Банск, которому больше нравился император Максимилиан. Магнатов же он устрашил казнью Самуила Зборовского и обвинением Христофора Зборовского в измене, что должен был признать сам сейм, т. е. сами магнаты.


Из внутренних реформ, введенных Баторием в Польше, особенно заслуживает внимания устройство запорожских казаков, которым он дал правильную организацию, наделил землями, позволил самим выбирать гетмана и все военное начальство, оставляя за королем право наделения гетмана знаменем, "булавой" и печатью и утверждения его после принятия присяги на верность. Желая восстановить не только политический, но и духовный мир в Польше, Баторий старался привести к соглашению с католичеством диссидентов, для чего не прибегал, однако, никогда к насилию, но старался действовать гуманно и мирно. С этой целью он прибегал к иезуитам, усмотрев в них людей, которые могли бы успешно действовать в данном случае. Скоро, однако, Баторий мог убедиться, что он сделал ошибку: орден стал чрезмерно вмешиваться в политические вопросы. Заботы Батория относительно просвещения выразились, между прочим, в окончательной организации Виленской академии (1578). В управлении страной Баторий должен был испытать множество трудностей, вытекавших из эгоизма шляхты, которая думала только о себе, не понимая совершенно, что готовит печальное будущее для своего отечества. Баторий известен своей борьбой с царем Иваном Грозным, который занял Лифляндию, или так называемые в Польше Инфлянты; в 1577 году Баторий двинул войска для защиты границ Речи Посполитой и в этом же году возвратил назад Динабург и Венден. Затем он вошел в русские границы, осадил и взял Полоцк, Великие Луки и осадил Псков. Этот город, храбро защищаемый русскими, задержал поляков долго, а между тем папский легат Поссевин при содействии иезуитов, питавших надежду, что они сумеют обратить Ивана Васильевича в католичество, стал домогаться, чтобы Польша заключила мир с Россией. Действительно, в 1582 г. состоялся Запольский мир, по которому оставались за Польшей "Инфлянты" и Полоцк; несмотря на эти выгодные условия Польша много потеряла, согласившись прервать войну. Баторий сейчас взялся за внутреннее устройство очищенных от неприятельского войска земель. Он разделил Лифляндию на три президентства, соответствовавшие польским воеводствам, именно: Пернавское, Венденское и Дерптское. В общем царствование Батория имело для Польши благотворное значение, и он сам был таким королем, в котором нуждалось начавшее уже тогда разлагаться Польское государство. Быть может, что Баторий надолго отклонил бы от Польши постигшую ее участь, если бы царствовал не так кратковременно; между тем он уже в 1586 г. захворал и после тяжкой болезни скончался в Гродне, в минуту, когда страна готовилась к новой большой войне, именно с Турцией, против которой образовалась сильная среднеевропейская коалиция с Польшей во главе».

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890-1907

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт