1608 год. 29 октября (19 октября ст.ст.) защитники Троице-Сергиевой лавры совершили вылазку в стан врага
«Сапега готовился к первому решительному делу не молитвою, не покаянием, а пиром для всего войска. 12 Октября с утра до вечера Ляхи и Российские изменники шумели в стане, пили, стреляли, скакали на лошадях с знаменами вокруг Лавры, в сумерки вышли полками к турам, заняли дорогу Углицкую, Переславскую, и ночью устремились к монастырю с лестницами, щитами и тарасами, с криком и музыкою. Их встретили залпом из пушек и пищалей; не допустили до стен; многих убили, ранили, все другие бежали, кинув лестницы, щиты и тарасы. В следующее утро осажденные взяли сии трофеи и предали огню, славя Бога. - Не одолев силою, Сапега еще думал взять Лавру угрозами и лестию: Ляхи мирно подъезжали к стенам, указывали на свое многочисленное войско, предлагали выгодные условия; но чем более требовали сдачи, тем менее казались страшными для осажденных, которые уже действовали и наступательно.
19 Октября, видя малое число неприятелей в огородах монастырских, стрельцы и Козаки без повеления Воевод спустились на веревках со стены, напали и перерезали там всех Ляхов. Пользуясь сею ревностию, Князь Долгорукий и Голохвастов тогда же сделали смелую вылазку с конными и пехотными дружинами к турам Красной горы, чтобы разрушить неприятельские бойницы; но в жестокой сече лишились многих добрых воинов. Никто не отдался в плен; раненых и мертвых принесли в Лавру, всего более жалея о храбром чиновнике Брехове: он еще дышал, и был вместе с другими умирающими пострижен в Монахи... В возмездие за верную службу Царю земному, отечество передавало их в Образе Ангельском Царю Небесному.
Гордясь сим делом как победою, неприятель хотел довершить ее: в темную осеннюю ночь (25 Октября), когда огни едва светились и все затихло в Лавре, дремлющие воины встрепенулись от незапного шума: Ляхи и Российские изменники под громом всех своих бойниц, с криком и воплем, стремились к монастырю, достигли рва и соломою с берестом зажгли острог: яркое пламя озарило их толпы как бы днем, в цель пушкам и пищалям. Сильною стрельбою и гранатами осажденные побили множество смелейших Ляхов и не дали им сжечь острога; неприятель ушел в свои законы, но и в них не остался: при свете восходящего солнца видя на стенах церковные хоругви, воинов, Священников, которые пели там благодарственный молебен за победу, он устрашился нападения и бежал в стан укрепленный. Несколько дней минуло в бездействии».
История в лицах
Дьяк Авраамий Палицын о защите Троице-Сергиева монастыря:
О ПРИХОДЕ ЛИТОВЦЕВ НА КАПУСТНЫЙ ОГОРОД
Того же месяца в девятнадцатый день литовские люди пришли на огород
брать капусту. Из крепости же, увидев, что немного людей литовских, не
по воеводскому повелению, но по своей воле, спустившись некоторые со
стен крепостных по веревкам, литовских людей побили, а иных переранили. В
то время в литовские полки убежал служка, детина Оська Селевин.
О ВЫЛАЗКЕ
Воеводы же, князь Григорий и Алексей, устроили вылазку из монастыря на
литовских людей конными и пешими людьми. Один полк пошел на Капустный
огород по плотине верхнего пруда к Служней слободе, другой полк — за
токарню на Княжее поле и за Конюшенный двор. Пешие же люди пошли с
конными на Красную гору за овраг, к турам. В то же время троицкий служка
Оська Селевин, забыв Господа Бога, убежал в литовский полк. Литовцы же и
изменники русские, видя троицкое воинство, вышедшее из крепости, тут же
яростно устремились ему навстречу. И с обеих сторон многие испили
смертную чашу. У туров у литовских орудий побили и поранили немало
стрельцов, казаков, и даточных людей, и старшину у них, троицкого слугу
Василия Брехова, ранили, его еще живым внесли в монастырь с прочими
убитыми и ранеными. Архимандрит же Иоасаф повелел живых постричь и
причастить Святых Тайн Тела и Крови Христа, Бога нашего. И так,
исповедавшись, они предали души свои в руки Господа. И, священным
собором отпев надгробные песнопения, погребли их с честью.<...>
Мир в это время
В 1608 году французский путешественник Самюель де Шамплен основал город Квебек – будущую столицу Новой Франции
«13 апреля 1608 года Шамплен был послан на р.Св.Лаврентия и 3 июля основал там Квебек, что на языке ирокезов означает «сужение». Он старался поддерживать хорошие отношения с местными индейцами-виандотами, близкими по языку к ирокезам, но враждебными им (французы полупрезрительно называли виандотов гуронами от hure – кабанья голова). Шамплен изучил их язык, заключил с ними союз и использовав в своих целях их вражду к ирокезам, руководствуясь простейшим принципом: проведите меня на новые места, я помогу вам воевать».
Цитируется по: Магидович И.П., Магидович И.М. Очерки по истории географических открытий. Том 2. М.: Просвещение, 1983 с.343-344