ИСТОРИЯ

Красногорское сражение 1790 года. А. Боголюбов. 1860-ые гг.

 

 Красногорское сражение 1790 года. А. Боголюбов. 1860-ые гг.

1909 год. 5 июня (23 мая ст.ст.) был торжественно открыт памятник Александру III на Знаменской площади Санкт-Петербурга

«Наиболее значительным произведением скульптора, выполненным в России, стал памятник Александру III, отлитый в бронзе и установленный в 1909 году. В противовес обычному для Трубецкого одухотворению пластической формы через живописную моделировку поверхности импрессионистическим «мазком», основу художественного эффекта памятника Александру III составляет как раз впечатление косной неподвижности тяжелой массы материала, словно ставшего неподатливо-глухим, угнетающим своей инертностью. Форма как будто сопротивляется усилиям художника придать ей живую округлость и благородное изящество линий. В намеренной угловатости грубых форм — головы, рук и торса всадника, как будто примитивно обтесанных топором, — заключен безошибочный художественный расчет. Это прием изобразительного гротеска, родственный знаменитому приему описания внешности Собакевича у Гоголя.

 

Предназначенный для постановки в городе Петра, монумент Трубецкого непроизвольно вызывал в памяти образ «Медного всадника» Фальконе, ставшего своего рода эмблемой Петербурга. Словно предвидя неизбежность такого сравнения, Трубецкой решает свой монумент в целом и в деталях как символическую антитезу памятнику Фальконе: вместо гордого коня, устремленного вперед, — неповоротливая бесхвостая лошадь, пятящаяся назад; вместо свободно и легко восседающего всадника — «толстозадый солдафон» (по выражению Репина), грузное тело которого зрительно как бы проламывает хребет упирающегося животного; вместо лаврового венка, осеняющего открытое, ясное чело Петра, Трубецкой изобразил шапку, которую словно прихлопнули сверху, отчего она нелепо, по-дурацки наползла на лоб, — деталь, резко оттеняющая общее впечатление дремучей тупости всадника. Идее свободного взлета вверх, преодоления тяжести, выраженной в общей композиции «Медного всадника», противостоит у Трубецкого ощущение тяжеловесности, придавленности к земле. Это впечатление довершает форма постамента. У Фальконе — это скала, обработанная в виде волны, на гребне которой вздымается конь, легко несущий всадника. Памятник Трубецкого имел массивный низкий постамент с широким основанием, воспринимаемый подобием куба, утопленного в землю под тяжестью скульптуры. В мировой истории монументов памятник Трубецкого — в своем роде уникальный образец сатирически-гротескного решения образа».

Цитируется по: Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI — начала XX века. М.: Искусство, 1989. с. 466—467

История в лицах


Надпись на монументе:

Императору Александру III – державному основателю Великого Сибирского пути Любящий сын – возлюбленному отцу

Мир в это время


В 1909 году был основан Тель-Авив - город, ставший первой столицей государства Израиль

Закладка первых зданий Тель-Авива. Фотография 1909 года

 

 Закладка первых зданий Тель-Авива. Фотография 1909 года

«Тель-Авив - Яффа (תֵּל אָבִיב-יָפוֹ, Тель-Авив—Яфо), город на Прибреж¬ной равнине, второй в Израиле по численности населения (358,8 тыс. человек — начало 2003 г.), экономический и культурный центр страны. Как единый город существует с 1949 г., когда были объединены города Тель-Авив и Яффа.


Территория города и его топография. Тель-Авив—Яффа находится в центре приморской полосы страны. Размеры города: вдоль моря — 13,5 км, от моря до восточных окраин — от 3 до 6 км. Почва Тель-Авива—Яффы сложена в основном из гребней мергеля (куркар), частично покрытых красным песком (хамра); гребни создают обрывы у побережья, наиболее высокий из них — 25–30 м (место бывшей арабской деревни Шейх-Муаннис /Мунис/; район Тель-Авивского университета).


Река Яркон (на севере центральной части Тель-Авива—Яффы) пересекает город с востока на запад и впадает в море; ширина реки — 35–40 м, глубина — 3–4 м. Пересыхающий в летнее время поток Аялон, берущий начало в долине у Иудейских гор, прорезает город в его восточной части с юга на север и впадает в Яркон в 2,4 км от его устья. Многие из больших улиц Тель-Авива—Яффы параллельны морскому побережью, Яркону и Аялону.


Мегалополис. Тель-Авив—Яффа граничит с рядом городов, фактически сливаясь с ними (Герцлия с севера, Бат-Ям с юга, Холон с юго-востока, Рамат-Ган и Гив‘атаим с востока). С востока к последним примыкают Бней-Брак и Петах-Тиква. Общее население так называемого внутреннего кольца мегалополиса приближается к миллиону (978 тыс. человек — начало 2003 г.). Принято считать, что во внешнее кольцо входят Кфар-Шмарьяху, Рамат-ха-Шарон, Ганней-Тиква, Гив‘ат-Шмуэль, Кирьят-Оно, Савион, Ор-Иехуда, Холон, Ришон-ле-Цион, Иехуд; общая численность населения мегалополиса значительно превышает миллион человек.


Среди населения собственно Тель-Авива—Яффы (см. выше) лишь пятнадцать тысяч человек — неевреи (в основном арабы в Яффе, есть также армяне), таким образом его еврейское население многочисленнее, чем в любом другом городе страны. Среди арабов много христиан.


Исторический обзор. Яффа — древний город и, возможно, древнейший в мире порт. Во время основания Тель-Авива—Яффы (1909) в Яффе проживало сорок тысяч человек, из них шесть тысяч евреев, которые основали еврейские кварталы Неве-Цедек (1887) и Неве-Шалом (1890).


В 1906 г. было создано общество Ахуззат-Баит, ставившее целью основание «еврейского центра городского типа». Во главе общества стоял Акива А. Вайс (1868–1947). Название Тель-Авив перекликается с названием города, упоминаемого в Библии (Иех. 3:15): так называлось еврейское поселение в Вавилонии. Тель-Авив времен основания делился на несколько кварталов: на востоке Нахалат-Биньямин и Мерказ Ба‘алей-Млаха, на севере — Хевра-Хадаша (ныне улица Алленби) и Геулла — первый квартал Тель-Авива, выходящий к морю. К 1914 г. площадь Тель-Авива превысила 100 га, а население — две тысячи человек; в городе было 112 одноэтажных и 70 двухэтажных домов (всего 1424 комнаты).


Первая мировая война прервала рост города. Иностранные подданные были высланы из страны, а оставшиеся жители подвергались преследованиям турецких властей. 28 марта 1917 г. почти все евреи Тель-Авива, как и евреи Яффы, были изгнаны из города. Многие поселились в сельской местности, некоторые выехали в Дамаск и в Египет. Немногие оставшиеся организовали Эмигрантский комитет, заботившийся об имуществе изгнанных.


В ноябре 1917 г. английские войска заняли Тель-Авив—Яффу и вскоре изгнанные начали возвращаться. После 1919 г. многие репатрианты, прибывавшие с третьей алией, не найдя ни дома, ни работы, разбивали палатки на берегу моря и в других местах Тель-Авива. Из-за кровавых беспорядков, развязанных арабами в Яффе 1 мая 1921 г. (среди убитых был И. Х. Бреннер; см. также Израиль. Эрец-Исраэль. Исторический очерк. Период британского мандата), многие евреи бежали оттуда в Тель-Авив, что увеличило число палаточных городков. В том же месяце Тель-Авив был временно отделен от Яффы; в 1922 г. к городу присоединили шесть кварталов Яффы, в том числе Неве-Цедек и Неве-Шалом (см. выше). Население Тель-Авива достигло пятнадцати тысяч человек В 1921 г. был избран первый мэр города. Им стал М. Дизенгоф, представитель правых фракций (Ха-Гуш ха-эзрахи) в городском совете. В 1923 г. заместителем мэра был избран член руководства партии Ахдут ха-‘авода Д. Блох-Блуменфельд (1884–1947). Вторым заместителем мэра в 1925 г. стал И. Роках (Ха-Гуш ха-эзрахи). В том же году М. Дизенгоф ушел в отставку из-за разногласий с представителями левых фракций по вопросам бюджета и образования. Обязанности мэра до следующих выборов исполнял Д. Блох-Блуменфельд. На выборах 1928 г. мэром вновь был избран М. Дизенгоф, остававшийся на этом посту до конца жизни.


В 1924 г. началась четвертая алия, что привело к развитию мелкой промышленности в Тель-Авиве. В 1925 г. его население достигло тридцати четырех тысяч человек. Возникли театры «Хабима» и «Кумкум», опера, организатором и первым дирижером которой был М. Голинкин. Тель-Авив рос на юг и на север (на востоке и юго-востоке город был ограничен арабскими деревнями Сумейл, Саламе и другими, а также немецкой колонией Сарона). Развитие приостановил экономический кризис 1926–29 гг.


Пятая алия вызвала новый расцвет города. В 1932 г. в Тель-Авиве состоялась первая Маккабиада. В 1934 г. неподалеку от реки Яркон была открыта Ярмарка Востока — специально оборудованный участок для проведения выставок и ярмарок. В 1936 г., в связи с нападениями арабов на еврейских репатриантов и блокированием ими грузовых поставок в Яффском порту, на севере города был открыт небольшой порт, предназначенный для приема лодок и других мелких судов, перевозивших грузы с судов, стоявших на якоре в открытом море (сейчас не действует). Был основан филармонический оркестр, заложен первый камень постоянного здания театра «Хабима». В архитектуре Тель-Авива в 1930-е гг. преобладал интернациональный стиль, который был местным вариантом модернистского направления в европейской архитектуре 1920–30-х гг.; ряд зданий построен с учетом концепций академии «Баухауз». В 1935 г. население города составляло сто двадцать тысяч человек, а к 1939 г. достигло ста шестидесяти тысяч человек, или 35,9% всего еврейского населения Эрец-Исраэль. Начавшаяся «нелегальная» иммиграция вызвала резкий конфликт с англичанами; первые суда («Тайгер хилл» и другие) бросали якорь вблизи берегов Тель-Авива».

Цитируется по: Краткая еврейская энциклопедия. В 11 томах. Том 8. Иерусалим, 1996

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт