ИСТОРИЯ

Малороссийский крестьянин. Гравюра XVIII века.

 

 Малороссийский крестьянин. Гравюра XVIII века.

1783 год. 14 мая (3 мая ст.ст.) указом Екатерины II был закрепощены вольные крестьяне малороссийских областей

«Но при Екатерине крепостное состояние распространялось еще одним способом - законодательным прекращением вольного крестьянского перехода. Такой вольный переход в XVIII в. еще допускался законом в малороссийских областях; здесь крестьяне посполитые, как они назывались, вступали с землевладельцами в краткосрочные поземельные договоры, которые свободно разрывали, переходя на землю, где их принимали на более выгодных условиях.

Казацкая старшина издавна стремилась прекратить эти переходы, закрепляя за собой не только посполитых крестьян, но и вольных казаков на крепостном праве. Особенно сильно помогал стремлениям старшины в этом деле Кирилл Разумовский, бывший гетманом Малороссии с 1750 по 1764 г. Он первый начал раздавать казенные земли с посполитыми крестьянами в полную наследственную собственность вместо временного владения, похожего на наше старинное поместное право. Эта раздача производилась в таких широких размерах, что вскоре по выходе Разумовского в отставку во всех областях Малороссии, принадлежавших Русскому государству, считалось не более 2 тыс. крестьянских дворов, не розданных в частное владение.

Екатерина с самого царствования стала принимать меры к прекращению вольного перехода малороссийских посполитых. По указу 1763 г. крестьяне могли покидать землевладельцев, только получив от них отпускные свидетельства. Землевладельцы, разумеется, затрудняли [получение] этих свидетельств, чтобы удержать крестьян на своей земле. Наконец, тотчас по окончании IV ревизии издан был закон 3 мая 1783 г., по которому все посполитые крестьяне в наместничествах или губерниях Киевской, Черниговской, вмещавшей и нынешнюю Полтавскую, и Новгород-Северской должны оставаться на тех местах и за теми владельцами, где их застала и записала только что конченная ревизия. Скоро это распоряжение распространено было и на губернию Харьковскую с частью Курской и Воронежской. Таким образом, более миллиона посполитых крестьян, записанных по IV ревизии в указанных губерниях, очутились в частном владении и скоро сравнялись с центральными великорусскими крепостными крестьянами. Успеху этого закрепощения содействовало и то, что Екатерина распространила на казацкую старшину права русского дворянства.

Таким образом, количество крепостного населения увеличилось при Екатерине двумя способами - пожалованием и отменой свободы крестьянского перехода там, где она еще существовала. Благодаря тому к концу царствования Екатерины Россия, несомненно, стала гораздо более крепостной, чем была прежде. В конце царствования Елизаветы, по данным II и III ревизий, считалось в России около 1/2 млн ревизских душ дворцовых крестьян; к концу царствования Екатерины в тех же губерниях дворцовых крестьян, по данным IV и V ревизий, оставалось гораздо меньше».

Цитируется по: Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти томах. Т.3. Курс русской истории. Лекция 80. М.: Мысль, 1988

История в лицах


Речь "О поправлении состояния" Малороссии:

Имения и земли наши, которыя по правам и привилегиям нашим ни в чию, кроме в собственную нашу, пользу служить не должны, отошли от нас то к слободским полкам и под линию, то отданы иностранцам и нашедникам, а раскольщики сами собою на землях наших поселившись, думают, что то их наследие. Не должно-ли нам о семь, упав пред престолом монаршим, просить помилования и возвращения всех оных имений и земель? Сие-ж самое должно разуметь и о награждении деревнями и чинами иностранцев. Все государства подкрепляются, получают богатство и приращение свое чрез коммерцию. Кто-ж с жалостию не видит, что как преизобильно Бог благословил Малую Россию всякими нужными к содержанию человеческому произращениями и вещми, так в пребедном состоянии находится ея комерция? А сие от чего произошло? — От запрещения свободного вывозу наших продуктов, от положения чрезвычайных противу прежняго пошлин, от презрения тех людей и их привилегий, которые коммерцию отправляют. Кому-ж все сие поправлять, как не вам, благородное собрание? Духовный чин наш также многия потерял свои права и преимущества. Естьли мы хочем, чтобы всякий чин в Малой России при своих правах сохранен был, то должно нам вступиться и за чин духовный и просить о сохранении их при прежних их привилегиях, а они напротив того должны нам помогать своими имениями в полезных отечества нашего учреждениях. Но сколь много все малороссийскаго народа чины потеряли своих вольностей! От чего мужики наши приобрели самоволия? Они свободно из места на место бродят, они безъвозбранно вписываются в козаки, они бежат в Польшу, выходить на великороссийския земли, а от сего у нас умаляется земледелие, неисправно плотятся общенародныя подати, и протчие безчисленные происходят непорядки, а помещики между тем от часу в большую приходять бедность и разорение. Я думаю, что и без моего увещания согласитесь, чтобы просить о запрещении им свободного перехода.

Цитируется по: Речь "О поправлении состояния" Малороссии // Киевская старина, № 10. 1882. с.123-124

Мир в это время


В 1783 году закончилось правление последнего крымского хана – Шагин Гирея.
Кырмыз, монета времен правления Шагин Гирея

 

 Кырмыз, монета времен правления Шагин Гирея

«Таким образом в 1783 году Крым вступил на новое поприще истории и начинал новую жизнь. Какова же была дальнейшая судьба отложившагося хана? С отречением от престола, Шагин сошел в ряд обыкновенных смертных и в своей дальнейшей судьбе мог положиться на милость Екатерины, которая обещала ему свое покровительство. Бывшему хану предложено сначала ехать в Херсон. Там предполагалось указать ему дальнейшее местопребывание, на ассигнованное жалованье, в одном из центральных городов. Получив это известие, хан стал собираться в дорогу и к 23 мая ханский обоз, заключивший в себе имущество, гарем и свиту, готов был уже тронуться в путь. Но тут хан изменил свое намерение и вместо того, чтобы направить обоз в Херсон, приказал свите ехать с обозом в Азов, а оттуда на Ею. Сам он не выехал и медлил решением. Наконец он объявляет резиденту Лашкареву, что желает ехать в Тамань и просить дать знать об этом князю, а сам собирается ехать. Пока прибыл Потемкин, хан был уже в пути и направлялся в Тамань, где расположился с своей свитой, гаремом и имуществом».

Цитируется по: Лашков Ф. Ф. Шагин-Гирей, последний крымский хан. Симферополь, 1991 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт