Откройте для себя Тотьму!

 "Ну, словом, как Бог побывал.
        И снова домой воротился..."
                                                                  
Николай Рубцов

Тотьма… Загадочно звучит название города. Непосвященный человек видит в этом что-то темное (то-тьма), непонятное. Но так ли это?
Анатолий Васильевич Луначарский, находившийся здесь в ссылке, друзьям писал: «Тотьма – очаровательный узорный городок, с церквями в стиле рококо на берегу Сухоны, за которыми тянуться тёмные леса… Я вспоминаю Тотьму как какую–то зимнюю сказку, как декорации для «Снегурочки». Теперь Тотьма внесена в список 115 наиболее ценных городов – памятников России. Наверное, прав был один из поэтов серебряного века, сказав: «Столицами восторгаются, восхищаются, гордятся. Умиляет душу только провинция».

Итак, вперед!  И вот уже  мелькают "некрасовские" названия деревень и речушек: Погорелово, Черепаниха, Якимиха, Козловка, Песья Деньга...
                                             
                                       «Город, колдующий воду…»


Тотьма стоит на реке Сухоне – самой длинной реке Вологодской области, впадающей в великую Северную Двину. Город живописно простирается вдоль Сухоны, занимая несколько больших и маленьких холмов. Таинственная территория, лежащая на серединной, «островной» части реки Сухоны, остаётся пока для россиян  во многом «землёй неизвестной». Но, право же, этот чарующий своей светлой тишиной зелёный город, второй после Суздаля город в России по количеству музеев, приходящихся на одного жителя, заслуживает самого пристального  внимания.  Многие с иронией говорят: ТО-ТЬМА. Давайте посмотрим, заслуженно ли? Название происходит от  слова Тотма (или Тодма), так называли  болотистая местность. Существуют  легенда, которая гласит о том, что Петр Первый в свой первый приезд в наш город сказал: “То не город – то тьма”. Еще одна версия происхождения названия: «город, колдующий воду».

Действительно, город расположен на  Сухоне. Это – удивительная река, она два раза в год меняет направление своего течения. А объясняется это очень просто – она берет начало в Кубенском озере, а когда в половодье уровень воды в реке выше, чем в озере, она  меняет направление  течения в районе Тотьмы и пересекает территорию области по диагонали с юго-запада, соединяясь с водами Юга, образует Северную Двину. Тотьма старше Вологды, Москвы и Великого Устюга на 10 лет. Годом основания принято считать 1137 год, так как в этом году  погост в Тошме, упоминается в уставе новгородского князя Святослава Ольговича. 
                                               
                                                       «Точка отсчета…»


Мы въезжаем в поселок Варницы, где в 13 веке открыли соляные источники у реки Ковды. Только послушайте! Очень важный факт! Именно здесь, в 16 веке,  было разработано раннее технологическое руководство по бурению скважин – «Роспись – как зачать делать новыя труба на новом месте». Добыча соли была весьма непростым, трудоемким делом, поэтому соль считалась очень дорогим продуктом. Соль являлась первичным капиталом для тотемских купцов и окрестных монастырей. С открытием и разработкой соляных варниц начинался экономический рассвет Тотьмы.

Уставшие от зноя на берегу, отплываем  на белоснежном катере «Буран» с прицепленной баржей к Дедову острову. Рыбацкие лодки и бакены на Сухоне, чайки, добротные купеческие дома в два этажа и белеющая впереди церковь Троицы в Зеленской слободе – именно такую Тотьму мы видим с воды. Это верная «точка отсчета» - начало путешествия, с которой  началось знакомство с удивительной историей города и потрясающей рекой  Сухона.

Вот она. Главная торговая  артерия в те времена. Вся жизнь города была связана с Сухоной, так как по ней проходил Северный торговый путь в западные страны. Именно она связывала Тотьму с другими русскими городами. К берегам Сухоны причаливали не только российские, но и иностранные суда: английские, голландские, персидские. Всего за год мимо города проходило от 500 до 1000 судов. Бойко велась торговля хлебом и солью, пушниной и льном, лесом и воском. А в начале 20-го века велась оживлённая торговля домашней утварью и игрушками, которые изготавливались в Петровской ремесленной школе. Школа была основана в 1899 году. А решение о ее учреждении было принято 30 мая 1872 года, когда жители России торжественно отмечали 200-летний юбилей со дня рождения Петра Первого. Городская дума приняла решение: « школу открыть со временем в Тотьме». Большую роль в строительстве школы сыграла финансовая поддержка Николая Ильича Токарева, он выделил 24 тысячи рублей и делал ежегодный взнос на нужды школы в размере 500 рублей. Благодаря Н.И.Токареву постройка здания в августе 1904 года была завершена, и тогда же оно было освящено. 
Слава о школе распространялась с молниеносной быстротой за пределы Тотемского уезда, благодаря устраиваемым ежегодным выставкам не только в Тотьме, но и в Вологде и в Архангельске. В 1905 году на международной выставке в Льеже (Бельгия) школа была удостоена высшей награды «ГРАН-ПРИ». Тотемские игрушки стали известны в Париже, Берлине и Нидерландах, а в прессе Тотьму стали называть русским Нюрнбергом – городом игрушечников.

Как прекрасна Тотьма бывает ранним летним утром. Спускаемся с Сухонского моста на самую живописную набережную Тотьмы – Краснофлотскую, и идем не спеша,  наслаждаясь цветами, запахами, звуками, видами города.

Город действительно удивителен. Трудно  себе представить, что  эта  тихая и сонная набережная, была переполнена людьми,  и можно было наблюдать, как подходят и разгружаются на реке купеческие корабли, идет бойкая торговля. Можно ли себе сейчас представить, что именно отсюда, с этих берегов, отправились двадцать крупных экспедиций к берегам Американского континента? Что о пушном промысле тотьмичей на дальних берегах знала сама императрица Екатерина и лично учредила герб города, а тотьмич Иван Кусков основал самое южное русское поселение в Америке – Форт Росс?
                                          

                                                    На встречу с первооткрывателями…

Подробнее об этом поистине имеющим мировое значение нам рассказали в доме-музее И. Кускова и музее мореходов, который находится в великолепном, украшенном картушами, Входоиерусалимском соборе. 

Музей знакомит посетителей с историей зарождения российского флота, начиная с петровского времени до наших дней. Значительная часть экспозиции рассказывает о тотемских купцах-мореходах и их плаваниях в Тихий океан в  XVIII веке. «Кто в море не бывал, тот горя не видал и Богу не молился», – гласила поморская пословица. Экспедиции и последующее освоение северных богатств давало тотемскому купечеству огромные состояния, позволявшие строить неповторимые храмы.

Один из экспозиционных залов музея посвящен нашим современникам: тотьмичу П. Филеву, Герою России С. Преминину, русскому поэту Н. Рубцову, путешественнику Ф. Конюхову, недавно принявшего сан священника в Свято-Алексеевской Пустыни.

В 7 километрах от  Тотьмы, на территории детского лагеря, носящего имя знаменитого российского путешественника, сейчас заканчивается строительство деревянного двухэтажного здания под будущий музей. Его фонд уже пополнился первыми экспонатами. В их числе - несколько картин Федора Конюхова, его походная еда в тюбиках, лыжи, в которых он покорял Северный полюс, флаг тотемской Школы путешественников, который побывал на Северном полюсе, Эвересте, в Эфиопии и Тихом океане. Все эти экспонаты передал в дар сам путешественник.

В музее также разместится библиотека, учебные классы и конференц-зал. Открытие музея намечено на август 2014. Как ожидается, Федор Конюхов приедет на торжественную церемонию и расскажет о своем одиночном плавании на весельной лодке через Тихий океан, проведет мастер-классы по управлению байдаркой и парусным судном, подарит музею еще несколько экспонатов, в том числе снаряжение и сувениры из дальних странствий. 

В советское время в музее был ликёро-водочный заводик. На память здесь даже оставили  для всеобщего обозрения часть установки для закупорки бутылок!

Запомнились портреты флотоводцев и путешественников. Необычна и притягательна  картина «Первооткрыватели»… Синее-синее море, уплывающий корабль, а на берегу православные кресты на могилах. Она написана в память тотемских путешественников и первооткрывателей. В 1747 году тотемский купец и промышленник Фёдор Холодилов вместе с купцом Трапезниковым создал промысловую компанию, которая снарядила судно «Иоанн» к берегам острова Беринга. Трижды это судно совершало плавание к Командорским и Алеутским островам. Тотемские купцы активно путешествовали на восток страны, к берегам русского Дальнего Востока, Америки, основали в Калифорнии Форт Росс, нанесли на карту множество островов Тихого океана и активно участвовали в добыче пушнины. Пушнина, ценившаяся тогда дороже золота, и являлась главным капиталом тотемских мореходов. Неслучайно на гербе города – черная лисица, которая водится только на Американском континенте.

Возможно, благодаря таким необычным занятиям тотемских купцов храмы в городе настолько необычны, что напоминают корабли, а причудливые каменные кружева – «картуши» на стенах храмов, вероятнее всего, сошли с морских карт, на которых изображались подобные знаки. На внутренних полях тотемских картушей можно увидеть звезды, цветы, трилистники, кресты и раковины – в общем, своеобразие и уникальность налицо! 

И уж коли я пишу  о тотемских картушах, то нельзя не вспомнить песню, которую все  воспринимают как народную. «Вижу чудное приволье, вижу реки и моря…»  Мало кто знает, что написал эту песню тотьмич Феодосий Савинов.  Но какие же моря мог увидеть человек, живущий в лесной глуши в середине России? А вот какие!Начиная с морей Северного Ледовитого Океана, куда приносит свои воды впадающая в Северную Двину главная вологодская река Сухона. По этой реке прошёл в 1554 году первый корабль из Англии, ведомый капитаном Ричардом Ченслером. Через Вологду и Ярославль заморский гость прибыл в Москву, где был принят российским государем Иваном Грозным.

Тотьма связана и с далёким от неё Каспийским морем — через старинный торговый Солигаличский тракт, связывающий города соляного промысла Тотьму и Солигалич, Русский Север с Поволжьем. Товары свозились по реке Сухоне к Устью реки Толшмы, и вдоль этой реки они провозились  в Костромскую губернию, на Волгу. Отдельная страница в героической истории Тотьмы - освоение морей Тихого океана. В XVIII веке тотемские купцы-мореходы снарядили свыше 20 экспедиций в Америку. В Новом Свете они весьма преуспели в добыче пушнины, и, сколотив приличные состояния,  вернулись в родной город.


В благодарность за счастливое возвращение из дальних стран они построили удивительные, напоминающие парусные корабли  храмы - высокие, буквально устремлённые в небо. Изысканные орнаменты на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Тотемские картуши отличаются от лепных, резных или рисованных. Это - часть кладки стены, выступающую на треть кирпича и обрамленную валиком кирпичного набора. На внутренних полях картушей - звезды, цветы, трилистники, кресты и раковины. Сделаны они не по штампу, а живой рукой мастера, ими можно любоваться без конца.

Отдельный зал в музее посвящен  Ивану Кускову. В 2012 году Тотьма отметила 200 лет с тех пор, когда он, во исполнение планов Николая Резанова и Александра Баранова (управляющего Аляской), основал Форт Росс в Калифорнии. Эта российская база в Америке позволила установить торговые отношения России с испанскими колониями в Калифорнии и решить продовольственные проблемы на Аляске.

Иван Кусков был лично знаком и с Николаем Резановым и с его невестой Кончиттой, известными россиянам по знаменитой рок-опере Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского «Юнона и Авось». Интересна история жизни  Ивана Кускова. В двадцать  лет Кусков отправился за моря, и вернулся в свой дом в Тотьме лишь в преклонном возрасте.
 
В доме-музее Кускова за год бывает восемьсот посетителей. То есть в среднем 2-3 человека в день. Мы своим посещением перевыполнили  план! Иван Кусков захоронен на территории Спасо-Суморина монастыря.

В музее проходят различные выставки и открыта для посетителей колокольня.  Как тут не подняться! Отсюда открывается удивительный и завораживающий вид на город с высоты птичьего полета и на величественную панораму реки Сухоны. Хорош музей! Какая богатая история! В Тотьме всегда были сильны традиции так называемого «родиноведения», всегда существовал подлинный интерес к истории края.

А в 2005 году был установлен вот такой памятник с надписью «Российским землепроходцам и мореходам».

В 2015 году музей краеведения Тотьмы, один из старейших  региона, отмечает свое 100-летие. Старинные церковные экспонаты выставлены в краеведческом музее. Чего стоят одни только деревянные барочные скульптуры, прежде украшавшие алтари церквей Тотьмы – это большая редкость для России.

Летом 2013 года с лёгкой руки организаторов мультимедийного конкурса «Россия 10» Тотьма получила «новый старый бренд». На всю страну стали известны удивительные орнаменты тотемских храмов – картуши, по-другому именуемые также «клеймами» и каменными кружевами. Пройдя  три этапа конкурса,  тотемские «картуши»  стали 20-ми в общем списке из 800 участников, а также безоговорочным лидером среди достопримечательностей Вологодской области! Тайна происхождения тотемских церквей и картушей только предстоит открыть. Это архитектурное чудо затеряно в Вологодской области! Люди, объехавшие весь мир и много повидавшие, не скрывают своего удивления и восхищения при виде тотемских храмов в форме свечей и кораблей.  
 
                                                    «Я клянусь, душа моя, чиста…»  

Этим богатая история города не ограничивается! Тотьма – город солеваров, игрушечников, купцов-меценатов, родина многих выдающихся людей, в том числе художника Ф. Вахрушова и русского лирического поэта Н. Рубцова.

В парке на берегу Сухоны устантовлен памятник "тотемскому  соловью», замечательному поэту,  Николаю Михайловичу Рубцову в камерном исполнении  известнейшего  скульптора Вячеслава Клыкова.

Почему именно здесь? Он просто приходил сюда и иногда до сумерек, как вспоминают жители, неподвижно сидел на берегу Сухоны возле церкви-пекарни, возле купола с гаснущими ликами святых. Сидел, вглядываясь в ясную и  беззащитную даль заречья, пытаясь соединить - он должен был соединить это! - несоединимое... И соединил. Его стихи - всегда попытка восстановления храма, это вознесение куполов, это - молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его. Рушатся, рассыпаются в пыль стены возведенного храма, осенняя пустота сквозит между опорами купола, и гаснет свет святости в захлестывающей поэта черноте.

Здесь  и провели  для нас  фольклорный праздник, в котором принял участие ансамбль песни «Вербушка», постоянный участник телепередачи семьи Заволокиных «Играй, гармонь!».

Этим жарким летним вечерком над Сухоной звучали песни на стихи Рубцова:
«Мне поставят памятник  на селе.
Буду я и каменный навеселе...
»

Памятник, правда,  вовсе не каменный, а бронзовый, тут он ошибся.  Зато насчет «навеселе» попал в самую точку, хотя песни на его стихи всегда с грустинкой.
«За Тотьму, за землю родную,
Я снова бокал подниму!
И снова тебя поцелую,
И снова отправлюсь 
во тьму...
И вновь будет дождичек литься,
Пусть все это длится 
и длится!
»

А поэт, чуть наклонив  голову, сидящий  на скамеечке, застыв, с благодарностью
смотрел  и слушал нас.  На  постаменте выбиты его строки, как просьба и призыв:

«За все добро расплатимся добром,                       
За всю любовь расплатимся любовью
».

                                      "Звезда полей" Николая Рубцова

"Взбегу на холм и упаду в траву…»" - так начинается у Рубцова одно из самых
сильных  произведений… Да, многое увидел он с холмов и горушек родной тотемской земли. Если бы в жизни Рубцова не было этой земли, он, возможно, и стал бы поэтом, но совсем другим.  Замечательно то, что судьба провела поэта по всем российским дорогам, ничего не минуя: от глухой деревеньки, через районный город и областной центр, до обеих столиц - Питера и Москвы.

Но только здесь", на родине, "под куполом светлых небес", полностью раскрылся талант Николая Михайловича. И первые представления о красоте и о морали он получил тоже здесь. Потому и клялся он именно перед этой землей: "Я клянусь: душа моя чиста".
 Уезжать было совсем уж грустно и тягостно. Вспомнились слова поэта:
«Как будто вечен час прощанья,
Как будто время не при чем...
»  

Долгая дорога домой нас взбодрила, потому что мы наперебой читали стихи и  одухотворенно пели песни «тотемского соловья», а кто не знал – узнал, и за такое короткое время успел полюбить.  Потому что поэзия  Рубцова - будто море без берегов, ничем ее не вычерпать. Ее, как солнечный свет, ничем не затмить. Она пророчествует, звенит, поет. Ее не может ничто остановить. Николай Рубцов остается для нас живым и нужным, будоражащим совесть, затрагивающим наши сердца - самое тайное в них…

Обсуждение закрыто

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт