Уважаемый председатель! Уважаемые члены Рийгикогу! Согласно конституции право на забастовку является основным правом лица. Забастовка, как таковая, является находящимся в распоряжении работника легальным средством отстаивания своих прав и интересов. В Эстонии право на забастовку обеспечено шире, чем это предусмотрено непосредственно конституцией, так как закон разрешает одновременно с основной забастовкой проводить и забастовки солидарности. Понятие и содержание забастовок солидарности точно не отрегулированы, но по сути эта коллективная акция предусмотрена для поддержки тех бастующих работников, которые таким образом отстаивают свои права и интересы. Это означает, что на предприятии или в учреждении, где работают участвующие в забастовке солидарности работники, трудового конфликта не существует, и забастовщики не отстаивают непосредственно свои интересы. Поддерживая участников т.н. основной забастовки, целью забастовки солидарности является оказание дополнительного давления на работодателя, против которого направлена основная забастовка.

Речь не идет об акции, направленной против собственного работодателя. Следовательно, целью участников забастовки солидарности не должно быть причинение масштабного вреда своему работодателю, а также нарушение функционирования государства или причинение ущерба населению. Однако, согласно действующему порядку, для проведения забастовки солидарности достаточно всего лишь трехдневного уведомления. При этом легальные возможности работодателя защитить свои права очень ограничены. У него отсутствуют средства, предусмотренные правилами проведения основной забастовки, он не может обратиться к государственному примирителю или повлиять на ход забастовки, если между его предприятием и предприятием, охваченным основной забастовкой, отсутствует связь. Так как об основной забастовке следует уведомлять по меньшей мере за две недели, то обдумывать решение о проведении забастовки солидарности можно довольно долго. В то же время работодатели до получения уведомления о проведении забастовки солидарности не в состоянии как бы то ни было предвидеть возможную забастовку, в связи с чем не могут продумать и необходимые изменения в организации труда, так как для проведения забастовки солидарности не требуется наличия связи между предприятиями. Так как для проведения забастовки солидарности не требуется наличия «линии влияния» между работодателями, то предприниматель, предлагающий, например, IT-услуги, не в состоянии разумно предвидеть, что проводимая где-то основная забастовка, скажем, например, на судостроительном заводе, может повлечь за собой проведение забастовки солидарности уже на его предприятии. Это означает, что забастовка солидарности будет для него неприятным сюрпризом, и по получению уведомления о забастовке солидарности ему придется активно заниматься тем, чтобы свести к минимуму возможный ущерб для своей деятельности. Уведомлять своих партнеров и при необходимости, например, если предприятие занято оказанием жизненно важных услуг, то и общественность. Предприятия, оказывающие жизненно важные услуги, должны поставлять эти услуги бесперебойно. Они ответственны перед общественностью, и от доступности их услуг может зависеть жизнь населения, здоровье или безопасность, и это не та область, где забастовка может проводиться непродуманно, так сказать, в качестве неприятного сюрприза, так как чем короче срок предуведомления, тем сложнее предпринимателю перестроить работу так, чтобы он и общественность чрезмерно не пострадали. Поэтому важно, чтобы предприниматель узнал о забастовке солидарности как можно раньше.

Если добавить к этому действия, которые должны предпринять работники, а также цель забастовки солидарности, то верю, что к настоящему моменту ясно, что при таком коротком, всего трехдневном сроке предуведомления, соответствующие ему права и обязанности между сторонами не пропорциональны.

 

Право на забастовку может быть обеспечено шире, чем того требует конституция – с этим я совершенно согласен, - но, несмотря на это, следует соблюдать конституцию и требования международного права. Права и обязанности, возникающие при использовании права на забастовку, должны находиться в равновесии. Трехдневный срок предуведомления необоснованно ставит предпринимателя в тяжелое положение, так как за такой короткий срок у предпринимателя и его договорных партнеров нет реальной возможности отреагировать на ситуацию, особенно тогда, когда работодатель не может повлиять на ход забастовки.

 

 При разумном увеличении срока предуведомления основные права сторон будут задеты меньше. Более долгий срок предуведомления о забастовке солидарности не нарушил бы обеспеченное конституцией право на забастовку, и проведение забастовки солидарности не стало бы по существу невозможным. С установлением более долгого срока предуведомления общественность и работодатели смогут раньше узнать о проведении забастовки солидарности, и акция работников может обрести более широкое звучание. За счет этого влияние забастовки солидарности может даже увеличиться, так как работодателю работников, участвующих в забастовке солидарности, дается больше возможностей для нахождения способов влияния на работодателя, против которого направлена основная забастовка. А оказание такого влияния и является главной целью забастовки солидарности. Спасибо за внимание!

Перевод с эстонского Сергея Середенко

Обсуждение закрыто

Вход на сайт