На подходе — выборы Ильвеса. То есть не Ильвеса, конечно, а президента. Точнее — Президента Республики.
Почему надо писать о выборах, к которым мы не имеем ни малейшего отношения? Да потому, что за державу обидно. Что это за страна у нас такая, где президентом можно стать только из презрения к предыдущему президенту? Или от скуки? Или из желания того, чтобы выборы были "демократическими" (называть "демократическими" выборы, из которых исключен "демос", по меньшей мере странно).
Моя позиция по отношению к выборам Президента Республики известна: я считал, что при существующей системе правления Президент Республики должен избираться так, как он избирается сейчас. Или почти так. Однако зимний "президентский скандал", который состоялся благодаря WikiLeaks, а также центристская суета с Индреком Тарандом заставили меня по-новому взглянуть на вещи.
Действительно: ни один влиятельный эстонец не хочет занимать эту должность. В Президенты Республики никогда не баллотировался председатель правящей партии. Ильвес, как стало известно зимой, занял эту должность из презрения к "непрезиденту" Рюйтелю с его "менталитетом председателя колхоза". И его, Ильвеса, еще пришлось долго упрашивать — об этом есть показания Ивари Падара. Потому что президентская зарплата — это для него, Ильвеса, "прыжок в бедность". А еще у Президента Республики мало власти — по меркам того же Ильвеса.
Впрочем, это, согласно рассуждениям Ахто Лобьякаса, лишь половина правды. Вторая половина заключается в том, что Ильвесу… стало скучно в Европарламенте. "Никакая должность депутата Европейского Парламента, даже если он зарабатывает столько, сколько зарабатывает, не является для человека в расцвете его политических способностей никаким достойным самовыражением",- считает Лобьякас. Воистину, мы с эстонцами живем на разных планетах.
Благодаря открытию Лобьякаса к причинам, по которым эстонец в принципе может баллотироваться в Президенты Республики, следует добавить еще и скуку. Видимо, этой логикой и руководствовались центристы, подбирая своего кандидата в Президенты Республики из числа скучающих депутатов Европарламента, през… не слишком высоко ставящих нынешнего Ильвеса. Получили Индрека Таранда — этот вообще никого ни в грош ни ставит.
Кого из них выберет Ансип? Потому что понятно, что в этот раз Президента Республики назначать будет он. А вот тут важно, что скрыли от нас эстонские СМИ (из 262 депеш США, касающихся Эстонии, гиперссылки были даны только на 4). Потому что они явно скрыли от нас то, что такого Ильвес наговорил про Ансипа. Это только ведь американцы могут писать в своих депешах, что "Ансип дружелюбен, доступен и прям". Нам он, как премьер, этих своих качеств не демонстрировал. (Справедливости ради надо отметить, что многие мои знакомые русские тартусцы помнят его как действительно нормального мэра).
Так что же писали эстонские СМИ? Сначала появилась такая фраза: "Администрация США проинформировала президента Эстонии, что среди утекших документов есть и те, в которых Ильвес красочно описывает Рюйтеля и Ансипа. В Кадриорге боятся, что озлобленность Ансипа может нарушить планы Ильвеса по переизбранию президентом".
До нас довели, что Ильвес наговорил про Рюйтеля и Сависаара. А где про Ансипа?
Оказалось, что нет ничего: "Самую жесткую критику в отношении Ансипа, судя по рапортам из Wikileaks, высказывал не президент Ильвес, как утверждали слухи. Postimees ознакомился со всеми документами Wikileaks об Ансипе и Ильвесе и выяснил, что президент ни разу не давал оценки деятельности премьера".
Как тогда, однако, понимать слова Грязина о той деликатности, с которой эстонская пресса подошла к освещению скандала? "То, что был сделан выбор, что публиковать, а что не публиковать и т.д. По-моему, это очень ответственно".
Также настораживают слова Марта Хельме: "Однако то, что Ильвес думает об указанных и других персонах в пока еще может быть не опубликованных телеграммах, это лишь одна сторона дела".
Интересно, я один не верю Postimees?
А еще мне понравилось, как Ильвес выкручивался: "Президент не считает правильным комментировать депеши, украденные у дипломатов другого государства". Класс! Вся Эстония уже прокомментировала, а этот — не будет. Прикрывать этическими причинами мерзкие поступки — типичное для эстонской политики лицемерие.
Вся королевская рать кинулась защищать своего… чуть не сказал "всенародно избранного". Нет, не всенародно — но тем он и ближе. Сами же выбирали. И чего только не наговорили! Короче, "искренний патриот Эстонии" этот их Ильвес.
Юку-Калле Райд, сидящий нынче в Рийгикогу, поведал нам о недюжинной смелости и принципиальности Ильвеса: "По-моему, цинично из-за трусости, конъюнктуры или удобств не заявлять своего мнения". Только он забыл добавить — американцам. И еще забыл добавить — за спиной у тех, о ком он это мнение высказывает. Но Райд уверен: "Какую бы должность человек не занимал — у него ведь есть право на собственное мнение? И даже конституционное? И даже если он — мэр? Премьер-министр? Президент?". А Грязин уверен, что "посольские депеши открывают человеческую сторону президента".
Отвагу Ильвеса воспел и Андрес Казекамп: "из депеш следует, что он осмеливался оспаривать позиции Америки, например, по вопросу международного уголовного суда". Эти люди вообще понимают, что они пишут? Или это их такое понимание "самостоятельного государства"?
Целый панегирик Ильвесу прозвучал из уст генсека реформистов Кристена Михала: "Партия реформ поддержала Тоомаса Хендрика Ильвеса на посту президента вместе с большей частью эстонского народа. И сегодня мы поддерживаем Ильвеса на посту президента, а также его начинания, поскольку уважаем его усилия по защите конституционных ценностей, его шаги во внешней политике и в том, что во внутренней политике он — выше обыденного популизма", — сказал он. И добавил, что реформисты поддерживали Ильвеса именно в качестве защитника этих ценностей и будут защищать его и дальше.
Это он о чем вообще? "Защита конституционных ценностей" имеет для Президента Республики совершенно конкретное выражение, и связано оно с обращениями в Государственный суд с целью производства конституционного надзора. В этом смысле у Эстонии, считай, президентов за последние 20 лет не было вовсе. Леннарт Мери за два срока своего президентства обращался в Госсуд 8 раз, Арнольд Рюйтель — 3, а Тоомас Хендрик Ильвес — 2 раза. Это — "защита конституционных ценностей"? За пять лет только два закона показались Ильвесу сомнительными? (В одном случае это был Закон о временном порядке выплаты зарплаты члена Рийгикогу, а в другом — Закон об основах реформы собственности).
А как насчет прямого нарушения Ильвесом Конституции, когда он отдал премьеру право назначать командующего Силами обороны? Да-да, тем самым Ильвесом, который плакался американцам, что у Президента Республики мало власти, но сам сделал ее еще меньше? Леннарт Мери хотя бы защищал, как мог, сам институт президентства от Рийгикогу (его обращения в Госсуд связаны преимущественно с этим), а этот?
Впрочем, в адрес Ильвеса звучали не только панегирики. Вот, например, мнение Марта Хельме: "Таким образом, следует признать, что в случае повторного избрания Ильвеса в августе или сентябре на протяжении следующих пяти лет в Кадриорге будет сидеть политически совершенно импотентная машинка для штамповки законов, которая к концу своего срока сведет к нулю репутацию президентского института".
А вот — из редакционной статьи эстонского Delfi: "Президент не подумал, открывая рот в посольстве США, о том, что, очерняя свое житье в Эстонии, он очерняет и всю страну. Говоря презрительно о "бедной жизни" и "ничтожной власти" в Эстонии, Ильвес всячески оправдал тот образ, который сложился о нем у иностранных дипломатов: "интеллектуальный" и "с тонкими манерами", но и непременно "высокомерный", "чванливый" и "самоуверенный"".
А Индрек Тооме без всяких затей просто назвал Ильвеса стукачом…
Из всего сказанного можно сделать вывод, что следующим Президентом Республики станет Ильвес. Если он ничего не наговорил про злопамятного Ансипа, то поддержка ему, как мы убедились, обеспечена. А если наговорил — то тем более; плотнее будет сидеть на крючке.
P.S. Я смеялся до упаду, когда читал о том, как из аналогичного скандала выбирался молодой реформист Сильвер Мейкар. "По его словам, летом 2007 года Ансип пытался превратить Рийгикогу в свою личную печать для утверждения нужных законов и хотел управлять Эстонией как "президентский" премьер".
Мейкар решил поступить "по-президентски", и расположил в своем разговоре с прессой рядом две следующие фразы: "Я не комментирую содержание переписки, украденной у дипломатов США" и "Я всегда стоял за свободу, в том числе свободу слова и свободу выражения — как в Эстонии, так и за рубежом".
P.P.S. Если бы выбор между Ильвесом и Тарандом стоял передо мной, то я бы выбрал Таранда. Почему? Да потому, что когда печатаешь по-русски "Тоомас Хендрик Ильвес", то редактор Word автоматически выкидывает вторую букву "о" из имени "Тоомас". Приходится возвращаться и допечатывать. А это хлопотно.
А в остальном мне без разницы, кто из этих скучающих господ займет кресло президента нашей страны.