Павел Иванов, обозреватель,"МК-Эстония" |
О русских СМИ вспоминают: а) накануне годовщины апрельских событий и в преддверии 9 мая, б) накануне 22 сентября, в) во время публикации разного рода опросов об информационных полях. Поймал себя на мысли, что есть еще один повод вспомнить: это когда какой-нибудь проект начинается или заканчивается.
Вот и на этот раз в атмосфере неопределенности о своем будущем русские с канала ЭТВ2 в передаче «Треугольник» взялись обсуждать общее будущее русских СМИ в Эстонии. Грустно, параноидально и несправедливо. Что тоже, кстати, треугольник. Попробую окинуть взором то, что я окинул в этой же передаче: каково будущее руских СМИ? Не скажу, что задача неблагодарная.
Когда с прилавков киосков исчезла «Молодежка», многие стали говорить о том, что образовалась дырка в ежедневном поступлении информации. Прошли годы, и об этом никто и не вспоминает.
«Лично я считаю, что необходимость в ежедневной общереспубликанской газете осталась»
– не может преимущественно ласнамяэский «Постимеэс» удовлетворять всю жажду информации.
Радио. Оно у нас особенное. Охвачены все социальные и возрастные групы – от мала до велика. Однако журналистская составляющая радиоэфира охватывает лишь группу старше возраста активной экономическо-социальной и общественной деятельности. Если бы, к примеру, на том же «Русском Радио» были бы небольшие вкрапления журналистской деятельности, то это, безусловно, скрасило бы саму сетку вещания и дало бы дополнительную почву для информации. А так – даже регулярные новости не про то, что происходит в нашей стране.
Неопределенность в будущем русских передач на ЭТВ уже была обозначена выше. Жаль, что эта неопределенность имеет постоянный характер. Остаются еще оригинальные передачи на ПБК, где – самое парадоксальное – при явном душке заказухи наличие заказа на оригинальную телепродукцию дает занятость профессионалам. Есть заказ – есть работа.
Кто сможет обеспечить ею режиссеров, продюсеров, операторов, монтажеров, умеющих делать продукцию для русских? Лишь наличие строгой программной политики на общественно-правовом телевидении, продуманная политика заказа при проведении т.н. «интеграционных» медиаконкурсов и, увы, заказуха.
«Кстати, еще один немаловажный аспект – как русские СМИ сами приковывают к себе внимание?»
В этой связи не могу не выделить дискуссию, которая развернулась вокруг передачи «Многоточие» на кабельном телеканале «Орсент». Помните, как родная мать еженедельника «День за Днем» и крестная мать нынешней «Столицы» Яна Тоом отказалась от участия в передаче вместе с Евгеном Цыбуленко и Олегом Самородним? Тем самым породила достаточно интересную полемику на тему обязанности ходить на передачи, если не нравятся другие гости.
Если честно, то и с Цыбуленко, и с Тоом я и сам в студии навряд ли смог бы быть. Но в конечном плане многие стали просвещеннее, узнав, что есть некто смелый ведущий Владислав Копылков, как раз и поднявший эту интересную тему. И об «Орсенте» вспомнили. Так что в итоге – хороший промоушен.
В будущем русских СМИ спрятана еще одна правда – социальная демография. Кто-то из постоянных читателей газет умер, кто-то стал взрослее и стал следить и за эстонскими СМИ. Кто-то с детства читает все в интернете и социальных сетях, а кто-то смотрит «Дискавери» на русском.
Ну, а закончить можно золотыми словами редактора русского Postimees'a Виктории Корпан: будет интересный продукт – будут смотреть, слушать и читать. В этом и заключается секрет. На самом деле все просто.