Михаил Стальнухин. Фото: Александр Хмыров |
Есть явления, события или произведения, оценка которых у людей различна: один обожает Феллини и Тарковского, другой любит фильмы Хичкока и Диснея. Это дело сугубо личное. Но в некоторых случаях двух мнений быть не может: дважды два, например, всегда четыре. Хотя…
В прошлую среду министр финансов Юрген Лиги озвучил в парламенте такую мысль: «Наилучший защитник русской культуры – всё же государство Россия». С этим спорить сложно. Но дальше прозвучало следующее: «Эстония должна свои недостаточные ресурсы сосредоточить на эстонской культуре. Так говорит Конституция». То есть русской культурой, в сфере которой пребывает не менее 350 тысяч жителей Эстонии, можно не заниматься. Или даже так: её нельзя поддерживать и развивать.
Увы, Конституция «так не говорит». Да, в преамбуле основного закона есть такое: «Народ Эстонии, выражая непоколебимую веру и твердую волю укреплять и развивать государство, … которое призвано обеспечить сохранность эстонской нации и культуры на века», но где в этом утверждении слово «только»? В смысле – «сохранность ТОЛЬКО эстонской нации и культуры»? Его нет.
Более того, многим кажется очевидным, что Конституция Эстонии написана не только для эстонцев, не только для граждан Эстонии – она для всех людей, постоянно в ЭР проживающих. Иначе с какой стати быть в основном законе такому положению: «Статья 49. Каждый имеет право сохранить свою национальную принадлежность». То есть сохранить свою национальную культуру. Какая – это риторический вопрос – может быть национальная принадлежность без национальной культуры.
Более того: «Статья 19. Каждый имеет право на свободную самореализацию». Неужели это право не содержит в себе права на самореализацию в сфере национальной культуры?
И еще одно: «Статья 12. Перед законом все равны. Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, …, языка, происхождения, вероисповедания, …»
Так что вариантов два: или господин министр не знает основных положений Конституции своей страны, или у него уже вошло в привычку врать по поводу и без. Но, по моему мнению, лгать он может сколько угодно – профессия обязывает, но извращать основной закон в угоду своим сиюминутным желаниям абсолютно недопустимо. Нельзя делать очередную заточку из Конституции, вполне достаточно других законов, из которых уже понаделали холодного оружия против живущих в нашем государстве неэстонцев.
Данная заметка является авторским переводом речи, с которой я выступил перед Рийгикогу 19 марта 2012 г.