Игорь КАЛАКАУСКАС. Фото из личного архива |
Быть пацифистом легко, и главное – никакой ответственности. Громко ратовать за мир во всем мире, за дружбу народов – кто может осудить такие заявления?
Гораздо труднее и от того намного интереснее устроить акцию с глубоким историческим подтекстом: достать из комода побитые молью знамена, напялить расползающиеся по швам мундиры и влиться в поток нестройных колонн. В каком полку служили и за что именно боролись – немалое количество непосредственных участников событий 1941-45 гг. сейчас в деталях уже и не вспомнит. Но когда ради того, чтобы вспомнить об их мужестве, оцепляют центр города, а разные солидные дяденьки и тетеньки несут букеты живых цветов и запевают подзабытые песни, то, хочешь - не хочешь, а найдешь в себе силы для марша.
Я немного завидую упорству отдельных социально активных латышей, которые находят время и силы для того, чтобы ежегодно 16 марта устраивать в столице Латвии акции в честь участников Латышского добровольческого легиона SS. И звучит очень красиво: «День памяти легионеров». Раз есть дата, то ее нужно отмечать! А чтобы на действо обратили внимание в России и в очередной раз выступили с протестом местные антифашисты, его нужно устроить в центре города.
Может показаться, что быть сегодня антифашистом очень опасно. Но я не соглашусь. Скорее, антифашист в Прибалтике – дело хлопотное: на поддержку власти особо рассчитывать не приходится, на пополнение рядов - тоже. Странное дело, но благодаря деятельности антифашистов, если чьи-то ряды и пополняются, то как раз ряды поклонников «легионеров».
Я отлично понимаю, что далеко не все разделят мою точку зрения, но все эти костюмированные марши и «анти-марши» кажутся мне бесполезными. Потому что идеологически основываются на исторических событиях, которые не могут стопроцентно являться предметом гордости. Ни одно из тех государств, которые оказались в эпицентре самой кровавой драмы ХХ века - Третий Рейх, Советский Союз, Эстония, Латвия, Литва – не повело себя до конца честно. И миллионы людей, оказавшиеся в заложниках у маниакальных и трусливых политиков (сами решайте, кого к кому отнести) поступали так, как сочли нужным. Мало кто из нас в праве их осуждать: если они перед кем-то и виноваты, то только перед богом и перед собой. Устраиваемые регулярные показушные шествия тешат, по моему мнению, амбиции весьма ограниченного числа политиков, которым не терпится убедить, прежде всего, Россию и местных русских, что «Москва и потомки колонистов нам – не указ!»
Мне не странно, что деятели прибалтийских антифашистских организаций, охотно и предсказуемо реагируют на организуемые шествия. Мне самому эти марши очень не нравятся. Но я привык весьма настороженно относиться к любым массовым выражениям протеста или поддержки – за ними почти всегда стоят люди, имеющие свои корыстные цели.
Странно, что официальная Москва всякий раз на эти провокации ведется и всякий раз начинает жаловаться на нерадивых членов Евросоюза в Брюссель, ООН и еще, бог знает, куда. Неужели в Кремле не понимают, что ярко выраженное недовольство России есть самый ценный подарок для организаторов Дня памяти легионеров? Ведь они сами себе начинают казаться отважными, независимыми и решительными!
Многие страницы истории ХХ века печальны и трагичны. Извлекать урок из прошлого мы все еще не научились и вряд ли когда-нибудь научимся. Но стоит ли быть в плену у времени? Того, что изменить мы уже никогда не сумеем? «Раны, посыпанные солью, дольше остаются свежими» - эта «шутка» приписывалась в свое время испанским инквизиторам. Полагаю, они знали толк в своем деле, ведь лечение израненных душ было их профилем…