Фото: ermolenko-andrey.blogspot.com |
С большим интересом прочел заметку в DzD про заявление российского дипломата о готовящемся в Эстонии референдуме по приданию русскому языку статуса государственного. Инициатива весьма ожидаемая, только вот смутило, что первое публичное заявление об этом сделали не местные русские, а политики из-за рубежа и при этом — не общественные деятели, а государственный чиновник. Терзают также смутные сомнения, что и остальные местные русские узнали о «своем» проекте тоже не раньше позавчерашнего утра и из того же источника.
Здравый смысл подсказывает, что этот новый шаг российской дипломатии направлен явно не на то, чтобы реально провести такой референдум в Эстонии. Провокационность заявления российского госчиновника не столько дискредитировала идею подобного мероприятия, сколько оказала медвежью услугу тем в Эстонии, кто реально пытается сохранить моим детям русское образование в местных русских школах. Но зачем чиновнику из России нужно было это делать?..
Проанализировав весь ряд шумных внешнеполитических акций путинского правления в защиту нас от эстонского режима, приходишь к выводу, что все они были сугубо внутреннего пользования. Потому как митинговая стилистика всех этих акций и воззваний больше рассчитана на одобрительную реакцию собственного населения, чем на попытку завязать конструктивный диалог с сопредельным государством.
Для объективности попытался вспомнить, менялось ли что-либо в нашем положении в лучшую сторону после протестов Лаврова или постановлений Путина-Медведева… Кроме разрешений о безвизовых поездках в Россию для части местных русских («серопаспортников»), введения в оборот ни к чему не обязывающего термина «соотечественник» и сходных с этими других пиар-акций — ничего не вспомнил.
Был, правда, приснопамятный запрет на транзит российской продукции через Эстонию после событий вокруг «Бронзового солдата», но он ударил прежде всего по русским семьям, потому как портовые работники, железнодорожники и дальнобойщики — традиционно «русская» сфера занятости в эстонском бизнесе. К тому же эффекту привели призывы «нашистов» не есть эстонскую кильку и не отдыхать в Эстонии.
Время от времени возникал официальный шум в защиту русского школьного образования в Эстонии. Реализовывался он по-тихому в инвестирование таллиннского языкового центра "Пушкин", открывшего платные курсы русского языка для эстонских чиновников, офицеров, бизнесменов и других не-русскоговорящих граждан Эстонии. В связи с последним забавно было наблюдать за суетливыми попытками одного из хозяев этого центра, пытавшегося дезавуировать заявление российского дипломата, показать свою непричастность к подготовке референдума.
Не хуже своих российских коллег действуют местные госчиновники. Препятствование по политическим мотивам эстонским бизнесменам осваивать российский рынок, отказ от долгосрочного мегапроекта с Россией о подводном газопроводе (только чтоб не зависеть от путинистов!) и прочие благоглупости всегда были на руку соседней Финляндии, которая, не поступаясь в политических вопросах, весьма успешно зарабатывала и зарабатывает на России.
Но с особым сладострастием и цинизмом эстонские чиновники работают над созданием образа «внутреннего врага», борясь с засильем русского языка среди русских граждан своей страны. Именно так можно охарактеризовать работу языковой инспекции со взрослым русским населением и заботу правящих эстонских «просветителей» о русском подрастающем поколении. Объясняют чиновники необходимость поголовного лишения детей возможности учиться на родном языке пользой для них же.
Как заявил местный министр образования (в прошлом министр обороны), русские школьники сами просят его об этом. При этом никого из них не смущает тот факт, что говоря о благой цели обучения русских школьников государственному языку на деле они уже два десятилетия реформы занимаются только планомерным уничтожением преподавания на русском в русской школе. Несмотря на декларированные цели реформы ничего не менялось и не предполагает меняться в преподавании самого эстонского на уроках эстонского.
Самое же грустное для русских обывателей Эстонии - то, что чем хуже будет их положение в Эстонии, тем это политически выгоднее сегодняшним российским властям. И, с другой стороны, чем жестче будет внешнеполитическая риторика российских руководителей, тем большую поддержку будут получать нынешние правители Тоомпеа в их борьбе против внутреннего и внешнего врага. Ведь такое непрекращающееся наращивание виртуального кольца врагов, «угрожающего нашей целостности и стабильности», — это единственное, что может отвлечь население от собственного плачевного состояния из-за провалов правительства в экономике.
В реальности, как российским чиновникам не нужен референдум в Эстонии, так и их эстонским коллегам не нужно, чтобы русские дети свободно общались еще и по-эстонски. Задача у такого рода политиков иная: как можно дольше скрывать от избирателей свой непрофессионализм и удерживаться у власти не работой, а постоянным «разводом» собственного населения. Такая политика уже стала хорошим бизнесом для «патриотических» чиновников России и Эстонии: постоянный рост их доходов, который уже совсем престал зависеть от состояния экономики наших стран, тому свидетельство. Так что, выгода от продолжения взаимопомощи подобными ни к чему не ведущими пропагандистскими страшилками налицо.
Если я не прав, значит я какой-то «неправильный» местный русский, а все «правильные» такой российской помощью довольны и такой заботой эстонских топ-чиновников удовлетворены.