Михаил Петров. Фото из личного архива |
Уж и не счесть, сколько раз цитировали и поминали по разным поводам это апофатическое определение, а даже на миллионно первый раз на ум ничего не пошло. Почему смотри в том же письме Ленина к Горькому:
«Когда я читаю Ваше откровенное мнение по этому поводу, я вспоминаю особенно мне запавшую в голову при наших разговорах (в Лондоне, на Капри и после) Вашу фразу: „Мы, художники, невменяемые люди“». (В.И.Ленин, ibidem.)
Невменяемые люди
Поразительно, как быстро и как остро поляризовалась российская творческая «элита» в предвыборный период. Оно и понятно: выборы в Государственную думу фактически обезличены, а на президентских выборах есть возможность и преданность личную продемонстрировать, и нагло выплюнуть если не в лицо кандидату, то с экрана зомбоящика в массы: «Хутин пуй!» Считается круто, современно, демократично и вполне политкорректно.
Между тем, среди творческой интеллигенции, а особенно среди актеров, музыкантов и телеведущих (одушевленных инструментов!) очень много людей посредственных, вполне сведущих в своем ремесле, но без достаточных на то оснований и ничтоже сумняшися рассуждающих публично о судьбах отечества и нации. Пара удачных ролей в сериалах, скандальная телепередача, обладание «поющими трусами» или пяток слепленных на компьютере шлягеров еще не дают право повести за собой поклонников ни на думские, ни на президентские выборы.
Ладно, когда кривляются не вылезающие из зомбоящика «светская львица» или престарелая «примадонна», звонкий голос которой давно уже чудо современных компьютерных технологий. Но когда обличать «ненавистную власть» выходят люди, казавшиеся до поры приличными, тут уже не до смеха. Чего не хватает, скажем, Леониду Парфенову, сделавшему головокружительную телевизионную карьеру при Ельцине и Путине, когда он начинает предъявлять претензии к российской власти? Нелепо выглядит обличающий власть Юрий Шевчук, давно утративший моральное право на классовую ненависть к мальчикам-мажорам. Чем не доволен Михаил Задорнов? Уж его-то хохмочек в зомбоящике будет на порядок больше, чем новостей про Медведева и Путина вместе взятых. Однако туда же!
Одинаково нелепо выглядят и те, кто подзуживал оппозицию, и те, кто из наилучших побуждений прогибался перед властью. Для них политика – это всегда и везде конец творческой карьеры, нечто вроде несмываемого клейма или непогашаемой судимости, которая ставит крест и на все что уже сделано в искусстве, и на все что еще только будет сделано в будущем.
Зомбоящик
Особенность современной жизни такова, что всякий полезный инструмент немедленно превращается если не в свою противоположность, то в опасное орудие. Так было с книгопечатанием, после изобретения которого дьявол поселился в типографской краске. Так было с изобретением фотографии, звукозаписи, кино, телевидения, видео, мобильной связи, интернета, и много чего еще.
У одного воинствующего язычника-неоарийца Владимира Истархова можно прочесть следующую сентенцию:
«Сейчас первый приоритет по обработке мозгов населения имеют СМИ, особенно телевизор».
Про средства массовой информации чистая правда, а телевизор – предмет неодушевленный, с него какой спрос? Хотя к телевидению действительно накопилась масса претензий, особенно у тех русских, которые живут за границей. Аналоги российских телеканалов, вещающие на заграницу, уже давно скармливают русской диаспоре три основных типа программ: политику, густо приправленную идиотическим политиканством, так называемый юмор пополам с так называемой эстрадой и разнообразные ток-шоу. А от бытового сериала «Жадность» каждый раз мурашки по коже! Ничего страшнее о России не выдумал бы даже Збигнев Бжезински.
В самой России оно может и не так заметно, поскольку там внутренний эфир разбавляют голливудскими боевиками, а диаспоре-то день за днем скармливают низкопробную мыльную пену отечественного производства. Так что уху и глазу отдохнуть не на чем, приходится потреблять то, что подсовывают, а подсовываю то, что ни уму, ни сердцу. Только эстонские политологи, достоинством которых является кругозор, ограниченный лишь размерами смотровой щели, могут считать эту информационно-развлекательную бурду кремлевской пропагандой. Парни, «Кремль» от нее страдает не меньше чем мы, русские, постоянно проживающие за пределами России!
Аншлаги, кривые зеркала, юморины, прожекторы перисхилтон, девчата, новые волны, вчерашние новости, большие и малые разницы, пусть говорят, центральное телевидение, прямой эфир и прочая и прочая, и прочая… И дальше ехать некуда: малаховы, урганты, закошанские, такменевы, цекало, петросяны, ветровы, баскины и киркоровы занимают места в телевизоре столько, что их давно уже пора считать членами семьи всякого россиянина, у кого есть собственный зомбоящик. Если Медведев и Путин только «приходят в гости», то эта кодла давно уже «прописалась» в каждой российской квартире, и нет от нее спасения ни в будни, ни в праздники.
А в России даже не представляют, сколько удовольствия можно получить, наблюдая ужимки уже немолодой, но все еще кудрявой Юлии Латыниной один на один с микрофоном «Эха Москвы». На сей случай даже изобретен синтетический жанр «трансляция радиопередачи в эфире телеканала RTVI». А уж, когда на канале приходит время «Полного альбаца», то он и наступает – полный.
Отрава… Каждый день по ложке керосина… Как это там у Ильича:
«Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Болотной площади) и гибели десятков тысяч». (Ibid.)
Про Болотную площадь это авторская отсебятина. В оригинале помянут форт «Красная горка», а в остальном ленинская мысль своей актуальности ничуть не потеряла. Жаль «Старик» не дожил до изобретения всемирной паутины, а то мы бы узнали о российской интеллигенции, в том числе о «творческой» ее составляющей много нового.
Пока же обновленной российской власти придется постараться, чтобы нейтрализовать практические разработки американского политолога Джина Шарпа – отца всех цветных и цветочных революций на планете. Классика жанра в том и состоит, чтобы оспорить результаты выборов задолго до самих выборов. Доктринами Шарпа мозги промыли не только Геннадию Зюганову и Михаилу Прохорову. В какой-то момент показалось, что на Шарпа купился даже Владимир Жириновский.
Призрак одноколесной тачки
В Эстонии, если не считать унылую несистемную оппозицию в виртуале, русская община не выкинула из себя ничего даже близко похожего на протестный электорат или бессмысленно бунтующую интеллигенцию. Вот результаты чисто прагматического голосования:
Миронов С.М. – 0,93%
Жириновский В.В. – 2,46 %
Прохоров М.Д. – 3,88 %
Зюганов Г.А. – 6,82 %
Путин В.В. – 85,91 %
Похоже на то, что Эстония в кои веки оказалась в первой десятке: результат Путина в Чечне 99,82%, в Дагестане – 92,81%, в Ингушетии – 91,50%, в Карачаево-Черкесии – 91,18%, в Туве – 90,33%.
Накануне выборов приятель из Питера написал мне, что если случится такое дело и Путина на радость местной несистемной оппозиции, стращавшей неминуемой расправой российских дипломатов в Эстонии, не выберут, то уже к апрелю «русские автономисты» будут под конвоем катать тачки, в каком-нибудь сланцевом карьере на Северо-востоке Эстонии.
Vita brevis est
Афоризм Гиппократа «Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile» (лат. – Жизнь коротка, наука же обширна, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно» чаще употребляют в его укороченной форме «Ars longa. Vita brevis est», где ars – это уже искусство.
Таким образом, мастера культуры, если вы делаете выбор между ars longa и vita brevis в пользу vita, будьте готовы к тому, что она действительно brevis.