Илья НИКИФОРОВ. Фото: Александр ХМЫРОВ  
Илья НИКИФОРОВ. Фото: Александр Хмыров  

Русское зарубежье разнообразно до причудливости. Туманный Альбион по своим политическим пристрастиям перекликается с Москвой, а горная Чечня голосует в унисон с холодной Прибалтикой.

В Вашингтоне сочли рекордным участие в выборах 2 тысяч граждан России. В Великобритании проголосовали на выборах около 5 тысяч человек. В Латвии выразили свою волю почти 17 тысяч российских избирателей. А в Эстонии больше 20 тысяч.

В Лондоне или Нью-Йорке, в Париже или Бордо живут совсем не те россияне, что остались после 1991 года в Даугавпилсе или Нарве, Риге или Таллине. Не удивительно, что в Лондоне убедительно победил Михаил Прохоров (57,8%), более, чем вдвое опередив Владимира Путина (21,78%). Тогда как в Прибалтике конкурентов у Владимира Путина можно сказать не было.  Российская Прибалтика уже двадцать лет подряд надеется, что Кремль ей поможет, подбодрит, поддержит морально и материально и накажет обидчиков. Поэтому российский избиратель в Таллине или Риге более консервативен, склонен к идеям охранительным, а либеральным затеям не верит вовсе.

Российский паспорт

Российских граждан в Прибалтике проживает довольно много, но организовать избирательные участки парламента и президента можно, как правило, только в зданиях дипломатических представительств РФ. Поэтому один избирательный участок с одной или двумя урнами для голосования приходится на 5, а то и 10 тысяч потенциальных избирателей. Не удивительно, что в Эстонии, где российских граждан проживает никак не меньше ста тысяч, до избирательных участков добирается из них только четверть, да и тем приходится отстоять немалую очередь.

Старый Таллин. Над улицей Пикк развевается российский флаг. Перед дверями посольства выстроилась очередь. Она тянется вдоль улицы, заворачивает в переулок и все время прирастает новыми россиянами, как правило, пожилыми или очень пожилыми, которые пришли проголосовать на выборах своего президента. В здании посольства три избирательных участка. Очередь движется быстро, но короче не становится. Еще избирательные участки расположены за углом в здании консульского отдела. Есть участок в Нарве, есть и в Тарту. По данным посольства России в Эстонии на консульском учете состоит почти 120 тысяч граждан России. Эстонские власти считают, что их все-таки меньше. По сведениям полученным из Департамента полиции и погранохраны действующие виды на жительство имеют лишь 98 568 граждан России. Разные списки, разные ведомства, разные страны. 

Когда еще простой российский гражданин может попасть внутрь своего посольства? Только на выборах. В другое время все общение происходит через бронированное стекло в приемной консульского отдела.  А тут заходи, поднимайся по мраморной лестнице. Приветливые дипломаты встречают, усаживают, проверяют паспорт, выдают бюллетень и направляют в кабинку для голосования.

Совсем рядом с урной сидят наблюдатели от кандидата Прохорова и от кандидата Миронова. Устали от рутины. С удовольствием отвлекаются на беседу с журналистом. Ни скандалов, ни особых нарушений.

Заместитель председателя участковой избирательной комиссии Мария Шустицкая любезно разрешат фотографировать и вообще готова отвечать на любые вопросы. Один из избирателей с удовольствием позирует около урны с бюллетенем в щели, но не обращает внимания на то, что урна не прозрачная, а по старинке сколочена из ламинированных плит. Пресловутых веб-камер на избирательном участке в посольстве тоже нет. Длинные руки Роскомсвязи за границу не дотянулись.

Выйдя из помещения для голосования на улицу устраиваем импровизированный  exit-poll.  Каждый четвертый опрошенный отказывается отвечать. «Не скажу! Может вы провокаторы!», - бросает очередная старушка и спешит отойти от любопытных журналистов. 

- А за кого вы проголосовали? – За Путина, я же не продаюсь американцам.

- За Путина, я за стабильность в стране.

- За Путина!

-За своего друга Путина.

- За Путина, а на выборах в Госдуму за коммунистов, чтобы оппозиция хорошая была…

Через полчаса опросив 100 человек выясняем, что 26 отвечать отказались, пятеро поддержали Зюганова, по одному Прохорова, Миронова и Жириновского.  Для Эстонии результат полнее закономерный.

Рано утром в понедельник удалось раздобыть данные с одного из участков. 4 марта в Таллине за кандидата Путина отдали свои голоса 85,9% избирателей. Верными кандидату Зюганову остались 7,5 %, Новичок кандидат Прохоров получил 3% голосов, ветеран Жириновский сполз к 2,5%, а справедливоросс Миронов – всего 0,6%.

Вешняков не хочет оценивать Чурова

В Риге для выборов президента России было открыто 4 избирательных участка в здании Посольства и в культурном центре «Дом Москвы». Еще в Латвии российских избирателей ждал в Лиепае и Даугавпилсе.  Всего же граждан России в Латвии проживает немногим больше 30 тысяч человек. К ним, конечно, надо прибавить и туристов, и предпринимателей, и постоянно гастролирующих в Прибалтике российских артистов.

Послом России в Латвии служит бывший председатель российского ЦИК Александр Вешняков. По его мнению, выборы в Латвии проходили без каких-либо инцидентов, отличались рекордной активностью латвийских россиян. Наблюдателями на избирательных участках трудились представители Геннадия Зюганова и Михаила Прохорова. Своего преемника Владимира Чурова и его работу Вешняков оценивать не стал, отметив лишь то, что ужесточение контроля на выборах поможет избежать нарушений.

На выходе из посольства мерзнут латышские журналисты, на хорошем русском языке спрашивая россиян, за кого те проголосовали? Как и в Эстонии лидирует, конечно, Владимир Путин. Он, де защитит интересы русскоязычных жителей Латвии и поможет избавиться от позорного статуса негражданина.  Примечательно, что в Латвии многие русскоязычные жители, по разным причинам не имея возможности и будучи лишены права получить латвийское гражданство, не стремились получать и гражданство российское или, например, украинское. Так и оставались лицами без гражданства или, что причудливо звучит - «негражданами Латвии». В Эстонии, наоборот, российский паспорт оказался довольно привлекательным и граждан РФ среди русскоязычного населения примерно столько же, как и апатридов, но все-таки уже меньше, чем русскоязычных граждан Эстонии.

Латвийские газеты с удовлетворением отмечают, что среди русской молодежи в Латвии есть и сторонники Михаила Прохорова, а ветераны президентских выборов наоборот популярностью не пользуются. Однако общий результат  Латвии продемонстрировал не просто убедительную, а безусловную победу кандидата Путина.

Если Владимир Путин выберет роль консолидатора и примирителя, может состояться даже визит премьера или президента РФ в Латвию, при этом с хорошими результатами, - заявил советник президента России Дмитрия Медведева, Игорь Юргенс в интервью газете Diena. Ему вторит влиятельный эстонский политик, член правящей Реформистской партии парламентарий Урмас Клаас.  Но прагматичный эстонец полагает, что следует запастись терпением. "Мы надеялись на более тесное общение и тогда, когда президентом стал Медведев. Однако я бы не переоценивал важность таких встреч президентов. Важно, чтобы между Россией и Эстонией продолжалось прагматичное сотрудничество так, как оно идет, например, в сфере социального обеспечения, культуры, на уровне полиции и погранохраны. Очень хорошие результаты достигнуты в сотрудничестве приграничных районов. Чем меньше эмоций и чем больше разумности в двусторонних отношениях, тем лучше", - заявил он.

Хотели как лучше

Должность президента Российской Федерации была придумана в 1991 году в ходе подготовки к референдуму о сохранении СССР. Из 105 миллионов граждан РСФСР, имеющих право голоса, за сохранение «обновленной федерации» тогда высказались лишь 56 миллионов представителей «имперского народа». Не мало. Но все-таки не Туркмения, где за СССР высказались все.

Но как водится, дьявол кроется в деталях.  Начиналась эпопея с референдумом о сохранении СССР совсем с другого вопроса: с вопроса о введении в СССР частной собственности на землю.

24 декабря 1990 года Четвертый съезд народных депутатов СССР по инициативе и настойчивому требованию Михаила Горбачева принял два постановления о проведении референдума. Первое постановление предписывало Верховному Совету СССР проведение референдума о частной собственности на землю, а второе «о сохранении СССР».  Зачем Михаилу Горбачеву понадобилась в 1990 году «частная собственность на землю» остается только гадать, а вот референдум о судьбе Советского Союза должен был стать козырем в руках президента СССР при переговорах о подготовке нового  Союзного договора. Верховный Совет СССР добрался до поручения  Съезда нардепов лишь 16 января 1991 года.  К тому дню уже пролилась кровь в Вильнюсе, были выстроены баррикады в Риге, а в Таллинне побывал Борис Ельцин. В Ленинграде в этот день промышленные предприятия с одобрения Анатолия Собчака бастовали «в поддержку Прибалтики».   Не удивительно, что Верховный Совет СССР напрочь забыл про «частную собственность на землю» и помнил только о «сохранении Советского Союза». 

Президент Всея Руси

Пока балтийские политики с жаром обсуждали, как можно уклониться от участия в общесоюзном референдуме, их коллеги из России, Украины, Казахстана решали свои вопросы.  Алма-Ата просто сократила вопрос референдума наполовину, отрезав красивую фразу о правах человека независимо от национальности. А Киев дополнил вопрос референдума условием, что республика участвует в СССР лишь «на началах декларации о государственном суверенитете Украины». 

РСФСР пошел дальше всех.  Россияне не меняли вопроса. Они вынесли на референдум еще один собственный вопрос: «О введении поста президента РСФСР». Москвичи дополнили референдум третьим региональным вопросом: об избрании прямым голосованием мэра Москвы. Ленинградцы не стали тогда бежать впереди столицы, но смекнули, что московская инициатива вполне уместна и на берегах Невы.

Таким образом, какой бы результат ни принес общесоюзный референдум Михаилу Горбачеву, он получал в России легитимного президента-конкурента, чьим примером не преминули бы воспользоваться и остальные. Общесоюзному центру и его лидеру места не оставалось.  Политически уже не имело большого значения, как голосовали бы советские люди по поводу сохранения СССР, гораздо важнее стало, как россияне голосовали по поводу введения российского президентства.

Найдите на фото Путина

Судьба Советского Союза решалась в Ленинграде, Москве, Свердловске, Иркутске.  Всего в референдуме 17 марта 1991 года 113 миллионов советских граждан высказалось за СССР, но 32 миллиона – против. И вот эти противники в основном жили в России и в Украине. Центральная Азия, Азербайджан показали безоговорочную и поголовную поддержку СССР. Прибалтика в референдуме не участвовала. 

В РСФСР почти 70% проголосовавших поддержали введение поста российского президента. В крупнейших мегаполисах граждане не поддерживали СССР, но голосовали за пост президента. В Москве при 68-процентной явке за «обновленную федерацию»  проголосовало 50,02%  из явившихся к урнам для голосования, зато 77,8% хотели видеть своего российского президента. В Санкт-Петербурге картина была такой же. В Свердловской области металлурги, горняки, нижнетагильские танкостроители вообще проголосовали против Советского Союза, который  получил поддержку преимущественно в национальных автономиях и в аграрных областях российского Нечерноземья. Но президента хотели все.

Борис Ельцин не сталь тянуть с такой возможностью и уже 12 июня состоялись выборы президента РСФСР, в которых победил тот же Ельцин, собрав чуть больше половины голосов уже в первом туре.

Можно сказать, что затеянный Михаилом Горбачевы референдум спровоцировал дальнейшую дезинтеграцию Советского Союза. Если до марта 1991 года только Прибалтика «отделялась» от СССР, то после марта отделяться стала РСФСР.

Выборы первого  российского президента состоялись 12 июня 1991 года. Активность избирателей в России тогда была выше, чем сейчас. В выборах приняли участие почти 80 миллионов человек из 103 миллионов имеющих право голоса. Победивший в первом туре Борис Ельцин  получил 57% голосов. Никаких заграничных избирательных участков не было. Русскоязычные жители Прибалтики просто следили за выборами по телевизору, а немногочисленные эмигранты-диссиденты в Лондоне или Нью-Йорке даже и не мечтали праве голоса.

Следующие выборы российского президента прошли в 1996 году и уже не обошлись без второго тура. В первом туре действующий президент Борис Ельцин собрал всего 35 % голосов или 26 миллионов сторонников. Ближайший конкурент Генналий Зюганов отставал всего на 2 миллиона голосов. Понадобился второй тур, весь административный ресурс, запугивание красной угрозой  и лозунг «Кто, если не Ельцин?»  Благодаря поддержке Александра Лебедя в обмен на место главы Совбеза Борис Николаевич снова стал президентом. Характерно, что избирательная активность упала до 68%.

Уже вполне многочисленная когорта граждан России,  проживающих в Прибалтике, смогла принять участие в выборах и проголосовать в помещении посольств. Победителями среди россиян в Эстонии и Латвии стали Зюганов и Жириновский.

Фамилию Владимира Путина заграничные россияне впервые встретили в избирательных бюллетенях 26 марта 2000 года, когда проходили досрочные выборы главы Российской Федерации в связи с досрочным уходом в отставку Бориса Ельцина.

Владимир Путин стал президентом Российской Федерации, набрав в первом туре 52,52 % голосов. Вторым стал Геннадий Зюганов (29,44 %), третьим Григорий Явлинский (5,85%).  В Эстонии же за Владимира Путина в 2000 году проголосовали 63% избирателей. За Зюганова - 29%. Остальным досталось по мелочи. Да и явка составила почти треть от стоящих на консульском учете. Посольство и его подразделения с трудом, но справились с наплывом избирателей.

На выборах 2004 года у Владимира Путина конкурентов не было. Даже символических. Даже Зюганов и Жириновский в выборах не участвовали. Общий итог при 65-процентной явке составил у победителя Владимира Путина 71% голосов за, или 49,5 миллионов взрослых россиян. Это, конечно, было меньше половины взрослого дееспособного населения, но все равно очень много.

В Эстонии и Латвии Владимир Путин получил свыше 80% голосов. Процентов по 10 досталось кандидату от КПРФ Николаю Харитонову.  Кандидату от партии «Родина» зарубежные россияне не поверили.

Независимая демократия

В 2008 году передача президентских полномочий От Владимира Путина к Анатолию Медведеву была расценена в политических кругах стран Балтии и Скандинавии без восторга, но очень спокойно. Даже с некоторой долей понимания. США тут же заговорили о «перезагрузке», активизировался и ЕС. В самой России на президентских выборах подскочила явка избирателей почти до 70%, и такую же долю голосов получил кандидат Анатолий Медведев. В абсолютных величинах (52,5 миллиона голосов) он даже обогнал ведущего в тандеме Путина. И в Таллинне,  и в Риге почти 90% избирателей проголосовали за «кандидата Медведева», кое-что перепало и Зюганову.

Как тогда писали газеты и в Эстонии и в Латвии, «кто бы, что ни говорил, но выборы в России прошли в полном соответствии с массовыми представлениями россиян о законности и порядке, справедливости и народовластии, честности и открытости. Россияне получили в президенты того, кого хотели, и таким способом, который их устраивает».

«В США кандидаты в президенты проходят через мясорубку праймериз, партийные съезды и избрание выборщиков от штатов. Через этот многослойный фильтр мало кому удается просочиться. Во Франции все решает лобовая агитация и прямая уличная борьба на грани охлократии. В Эстонии глава правительства утверждается парламентом по предложению президента, которого избирает сам парламент, персональный состав которого, в свою очередь, больше зависит от партийного руководства, чем от избирателей.

Национальной особенностью последних российских выборов стало то, что наши соседи, временно или навсегда, отказались от конкурентной демократии западного типа с публичной политической борьбой и сомнительной выборной победой с недостоверным преимуществом победителя над побежденным. Вчера в России прошел скорее плебисцит, своего рода «референдум в поддержку». «Преемник» был загодя избран, проверен, граждане с ним познакомлены и на народном «референдуме» подтвердили свою массовую поддержку. Вот такие вот правила сложились в …. России. И народ, и власть придерживаются этих правил, своих домашних правил. В этом-то и состоит независимость их демократии от нашей», - писала четыре года назад газета «Молодежь Эстонии».

Промелькнули четыре года. Слово «праймериз» перекочевало из американского в русский канцелярит, политическая борьба выплеснулась и на улицы и площади, победы и поражения перестали быть очевидными и бесспорными, конкуренция политических групп, экономических кланов, мировоззренческих сект стала безжалостной и беспощадной. Грань между Западом и Востоком почти стерлась. Еще чуть-чуть и от Бретани до Камчатки проляжет одно Евразийское пространство, разделенное лишь призрачными административно-политическими границами, не имеющими значения ни для денег, ни для идей.

ilja_nikiforov

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт