Железный занавес
Мой любимый политический персонаж Тривими Веллисте любит к месту и не к месту повторять, что для Эстонии Вторая мировая война не закончилась. Менее радикально настроенные персонажи утверждали ранее, что война закончилась, когда ушла российская армия. Что конкретно означает для Эстонии перенесение этого события на 50 лет вперед? Прежде всего, это означает, что спустя пять десятилетий после реального окончания войны Эстония начала переживать в своих отношениях с Россией все то, что другие европейские страны и США большей частью уже переварили и отвергли.
Эстонский план отношений с Россией сегодня выглядит примерно так: холодная (информационная) война плюс "железный занавес" (экономическая блокада, политическая изоляция, гонка вооружений с НАТО). В финале — обретение финно-угорскими народами независимости и окончательный развал России.
Как нам обустроить Россию
Президенты "некогда узурпированных стран" Эстонии, Латвии, Литвы и Польши сделали совместное заявление, осуждающее вооруженную агрессию России против Грузии. Президенты пообещали воспользоваться всеми имеющимися у них средствами, чтобы реакция мирового сообщества не свелась к бессодержательным заявлениям.
Если суммировать многочисленные эстонские предложения о том, "как нам обустроить Россию и мир вокруг нее", обостренные событиями в Южной Осетии, то картина получается впечатляющая. Временный поверенный в делах Грузии в Эстонии Зураб Маршания даже заявил, что ни одна страна не выразила такой серьезной поддержки Грузии, как Эстония.
Итак, что же мы предлагаем:
– объявить нынешнее руководство России неадекватным;
– лишить Россию права на проведение миротворческих операций;
– пересмотреть базовое соглашение по партнерству с НАТО;
– обязать ЕС и НАТО единым фронтом выступить против насаждения Россией имперской и ревизионистской политики в Восточной Европе;
– незамедлительно принять в состав НАТО Украину и Грузию;
– исключить Россию из диалога и стратегического партнерства с Европейским союзом;
– расширить состав ЕС за счет стран-кандидатов;
– отказаться от программы ЕС по упрощению визового режима с Россией;
– приостановить членство России в Большой восьмерке, Совете Европы, ОБСЕ и других международных организациях, включая Совет безопасности ООН;
– ограничить возможности России в регионе Финского залива и Балтийского моря в целом по экспорту в Европейский союз углеводородного сырья;
– лишить Россию права на проведение Олимпийских игр в Сочи.
Критическая точка
Агрессия Грузии против непризнанной южно-осетинской республики позволила эстонским политикам достаточно откровенно, не сдерживая эмоций, не заботясь о возможных последствиях, высказываться на счет России.
Президент Эстонской Республики Тоомас Хендрик Ильвес предложил пересмотреть "многие аспекты отношений между Россией и ЕС" и в качестве первого конкретного шага — заморозить соглашение об упрощении визового режима и вообще диалог на эту тему.
Экономический советник президента Михаила Саакашвили Март Лаар заявил, что Россия продумала план войны с Грузией до мелочей и убивает людей на оккупированных территориях, чтобы потом обвинить в "кровавой работе" Грузию. Лаар заявил также, что у него есть данные о том, что российские военные убивали людей на границе с Северной Осетией, чтобы переложить ответственность перед мировой общественностью на Грузию.
Что ж, у советника будет отличная возможность обнародовать имеющиеся у него "данные" перед международной комиссией по расследованию военных преступлений и преступлений против человечности в Южной Осетии. С инициативой создания такой комиссии выступил министр юстиции ЭР Рейн Ланг. Однако министр вломился в открытую дверь: Россия сама настаивает на создании такой комиссии.
Член Рийгикогу Сильвер Мейкар потребовал (от кого?), чтобы Россию немедленно исключили из Совета Европы и Большой восьмерки. Вице-спикер Рийгикогу Кристийна Оюланд потребовала приостановить аккредитацию членов российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Председатель комиссии Рийгикогу по делам Европейского союза, "знаток" России Марко Михкельсон назвал предполагаемую реакцию ЕС "моментом истины": "Боюсь, не все осознают, что отношения между Россией и Западом дошли до критической точки".
Наш именитый правозащитник и профессор международного права Еуген Цибуленко пошел дальше всех: "Хватит играть в дипломатические игры с Россией… Только скоординированные усилия международного сообщества и жесточайшие международно-правовые санкции пока еще могут предотвратить окончательное превращение России в нацистскую Германию".
И так далее, и тому подобное. Вот и Кондолиза Райс, не к ночи будь помянута, на "терках" в Брюсселе про возобновление холодной войны кликушествовала. Почитаешь такое и становится понятно, что политиков и у них и у нас много, а государственных деятелей — ни одного.
Информационная война
Россия не была готова к информационной войне в связи с событиями в Южной Осетии. Эстония же быстро и активно включилась в информационную войну против России, потому что была готова к любому развитию событий. Реакция эстонских политиков на международный конфликт в Южной Осетии не была спонтанной.
Очевидно, что все необходимые мероприятия были заранее подготовлены с учетом грузинского опыта советника президента Саакашвили Марта Лаара. Уж он-то наверняка знал план южноосетинской кампании Грузии до мелочей. Не исключено, что его знакомили с полученными из России разведывательными данными, секретными аналитическими материалами, военными и политическими прогнозами. Тогда понятно, откуда у него данные о мелочах "российского плана оккупации Грузии". Однако Лаар не был бы Лааром, если бы не пошел дальше и не предложил учредить специальную структуру для ведения информационной войны против России на манер Центра киберзащиты.
Комплекс мер, которые эстонские политики предлагают применить против России, фактически есть очередная попытка вовлечь Европейский союз и США в новую холодную войну, которая должна закончиться окончательным развалом российского государства. Эстония не устает провоцировать "узурпированные" территории России на самоопределение вне российской государственности. Именно это предлагал президент Тоомас Хендрик Ильвес финно-угорским народам в своей странной речи на конгрессе в России.
Никто из эстонских политиков так и не вспомнил о сербской трагедии, а ведь аналогия напрашивается прямая. США без всякого мандата ООН на миротворческую или посредническую деятельность бомбили Сербию, пытавшуюся восстановить конституционный порядок на своей исконной территории. Мы признали независимость Косово и гордимся этим, несмотря на то, что Хашим Тачи оказался криминальным торговцем человеческими органами. Более скомпрометированного правителя со времен "императора" Жана-Беделя Бокассы, уличенного в каннибализме, и вообразить трудно. А нам плевать. Мы любого мерзавца признаем демократом, потому что мы подчиняемся дисциплине союза и альянса. Причем подчиняемся не из-под палки, а совершено добровольно.
Признать за осетинами — разделенным народом — право на самоопределение и воссоединение, очевидно, выше наших политических сил. Напрашивается вывод о том, что в этом конфликте нас интересуют не грузины или осетины как таковые, не интересы мировой "демократии", а то, как бы покруче насолить России.
Насолить России?
Грузино-осетинский конфликт, который позволил бы через миротворцев втянуть в него Россию, скорее всего, был спланирован за пределами Грузии. Циничный расчет делался на то, что Россия надолго увязнет в конфликте, и это позволит на какое-то время выключить ее из активной мировой политики. Россия, проигрывая на первом этапе информационную войну, сумела быстро и эффективно погасить конфликт, сохранив таким образом за собой право участвовать в активной международной политике.
В отличие от Эстонии, Россия сознает меру свой ответственности за мир в черноморско-кавказском регионе. Именно Россия неоднократно заявляла о том, что прецедент Косово не будет использован ею в отношении непризнанных государственных образований в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. После грузинской агрессии в Южной Осетии и применения вооруженной силы против российских миротворцев Россия получила право использовать косовский прецедент в своих государственных интересах. Между российскими государственными интересами и "имперскими амбициями" нельзя ставить знак равенства, хотя именно на знак равенства упирают эстонские политики.
У России есть моральное право признать независимость Южной Осетии, Абхазии и Приднестровской Молдавской Республики. Была бы у нас придуманная Еугеном Цибуленко Принаровская Республика (см. МК-Эстония от 13.08.2008), возможно, признали бы и ее. О том, как дело обернется, мы узнаем уже 22 августа.
Торопливость нужна
Президенты Эстонии, Латвии, Литвы и Польши указали на то, что разрешение грузино-российского конфликта (осетины в расчет не принимаются принципиально) это "лакмусовая бумажка доверия к ЕС и НАТО". Поторопились, конечно. Как известно, вещество лакмус (краситель) применяют при определении среды: красный цвет лакмуса — индикатор кислотной среды, синий — щелочной. Что они там имели в виду: покраснение НАТО или посинение Европейского союза?
Поторопились президенты, поторопились в оценках и средства массовой информации. Только через неделю после начала конфликта в мировой прессе начали появляться собственные репортажи с места событий. Массовый потребитель информации неожиданно узнал о том, что поводом к обострению отношений России и Грузии стала судьба осетинского народа, поставленного на грань выживания, а не "имперские амбиции" России. Оказалось, что западные психологи давно и небезосновательно подозревают Михаила Саакашвили в неадекватности поведения. Да мы и сами видели на телеэкране глиссандо его настроений в диапазоне от бесшабашной отваги и щенячьего восторга до внезапного испуга и паники.
Мораль
Без сомнения, торопливость нужна не только при ловле блох. Торопливость эстонских политиков в оценках и предложениях обнажила то, что у них на уме каждый день. Обкладывая Россию со всех сторон, пытаясь изолировать ее, они зарабатывают всем нам на чужом пиру похмелье. Причем похмелье не самое страшное из грядущих для Эстонии бедствий.
Отсюда мораль: опасно куда попало совать свою бумажку, хотя бы и лакмусовую.