В последней (5 сентября 2008) телепередаче ЭТВ "Гражданин Республики", участники которой обсуждали проблемы безопасности Эстонии в свете событий в Закавказье, было признано, что не надо опасаться нападения России. Зато все в студии согласились с тем, что враг (естественно, "пятая колонна") гнездится внутри страны, а потому актуальна внутренняя безопасность.
"Фантомные боли" продолжаются
Не могли себе отказать в удовольствии наши политики и государственные мужи, хором призвавшие наказать Россию. Мало этого, они стали упрекать западноевропейцев в их беспечности перед угрозами с Востока. Но и в реальной политике наша элита поражает жертвенной (в смысле жертвования собственными национальными интересами) преданностью США. Отсюда — вызывающе жесткое отношение к России, на что указала президент Финляндии Тарье Халонен.
Как все это напоминает наивное самовнушение — эстонские солдаты воевали в 1944 году за независимость Эстонии на стороне Гитлера — первого противника ее независимости!
Беда в том, что после 08.08.08. в местной политике по-прежнему определяют политический климат, как метко выразился президент РФ, "фантомные боли" прошлого.
И прежде всего это проявляется в отношении к "русскому вопросу".
Такой вывод напрашивается после просмотра упомянутой передачи ЭТВ "Граждане Республики". Ее ведущий, талантливый журналист, но ярый русофоб Арне Раннамяэ. Приглашенные — солидные люди: академик Анто Раукас, европарламентарий Катрин Сакс, обществовед Эйки Берг и генерал Антс Лаанеотс.
Последний почем зря клеймил Россию, но заверил всех: никто не нападет на страну НАТО. И тут все дружно заговорили о внутренней безопасности. Мол, снова подняла голову "пятая колонна", составляющая-де треть русского населения. Еще одна треть — "нейтралы", и только треть — "нормальных", с которыми можно жить вместе.
Вообще, тон и акценты участников, их позиция с некоторым расистским привкусом не могут не шокировать цивилизованных, европейских людей. Впечатление, будто бароны судили-рядили о своих холопах.
Унижающее достоинство местных русских национальное чванство, прежде всего эстонской политической элиты и журналистов, увы, стало нормой публичной жизни.
Кроме "eesti keel" еще и "eesti meel"
Примечательно, что и в этой передаче и других, да и не только ЭТВ, русских или даже русскоязычных приглашать не принято. За последний год можно припомнить только два-три имени.
В наших СМИ, особенно на радио и телевидении, как правило, местных русских обсуждают без их участия. Это, как минимум, нарушение журналистской этики.
Такая же картина наблюдалась при обсуждении темы "Бронзового солдата" в популярной передаче ЭТВ "Форум". И это при том, что подавляющая часть неэстонского населения было против переноса памятника.
Ну, не интересует эстонскую элиту треть населения, воспринимает его как балласт или как теперь нужно элите — опасный с точки зрения внутренней безопасности элемент. Как противоядие, в передаче предлагалась мысль перенастроить мироощущение местных русских, чтобы она было таким же, как у эстонцев (eesti meel).
Но это — уже садизм, психологическое насилие, это — завуалированный шовинизм по отношению к национальному меньшинству.
Для этого и внедряется миф о том, что русские оторваны от информационного поля Эстонии. Эту ложь повторяет и новый главный редактор русской "АК" Евгения Гаранжа!
Наоборот, эстонцы ориентируются лишь на отечественные и западные СМИ. А неэстонцы впитывают информацию, как минимум, с обеих сторон. Это — факт!
Но государство полагает, что "привязав" местных русских к эстонским источникам информации, удастся отторгнуть их от российского инфополя.
Рассуждения об этом в передаче "Гражданин Республики" напоминало обмен мнениями дрессировщиков, как лучше приручить попугая. Как и положено генералу, Антс Лаанеотс призвал к информационной войне с Россией.
Исходная всех этих потуг проста: Эстония принадлежит эстонцам, они тут хозяева, везде и во всем. Остальным великодушно разрешается жить, но приспосабливаться, угождать власти, мыслить на эстонский лад, пусть ты трижды гражданин Эстонии.
Мало того, все обязаны быть лояльными к государству и любить его, хотя ни в Основном законе ЭР, ни в конституциях других стран такого обязательства нет и быть не может.
Увы, для большинства эстонцев государство и родина — синонимы. Другое дело, что надо быть законопослушным. Но разве неэстонцы пренебрегают законами страны проживания?
Русские в ожидании взросления Эстонии
Помню, как один английский журналист пожалел, что оправдывая наши власти за репрессии в "бронзовые ночи", привел такой пример: обретя независимость, коренные жители Южной Родезии буквально измывались над белыми, вплоть до того, что выгоняли вчерашних колонизаторов из их собственных вилл…
Туземное политическое мышление в стране Евросоюза — абсурд. Потому той же Эстонии надо объяснить:
* что местные русские не эмигранты, а жители Эстонии, оказавшиеся в одну ночь в новой стране.
* что ошибочно считать эстонское умонастроение (eesti meel) общенациональным. Опросы показывают, что эстонская часть общества "раскалывается" пополам. Так почему несчастный русский обязан ради лояльности к правителям непременно подлаживаться под ту половину, которая устраивает власть?
* что мировоззрение самой политэлиты во многом — провинциально-"хуторское". Придерживаться ее уровня значит заставлять себя быть менее продвинутым, быть хуже, чем ты есть.
* что местные русские всегда были больше готовы стать и быть европейцами, чем сами эстонцы. По крайней мере, до "бронзовых ночей", которые были инспирированы для раскола общества по национальному признаку.
Вывод — пресловутая интеграция возможна только после того, когда само эстонское общество станет европейским не по дотациям, которыми осыпает нас Евросоюз, а по духу и сути традиционного европейства. А то ксенофобию в Эстонии у нас признают, но воспринимают ее как неизбежность, что-то естественное.
Но поскольку "старшие товарищи" закрывают глаза на "русский вопрос", то молодые государства Евросоюза, прежде всего Прибалтики, и пытаются быть в Евросоюзе святее Папы. Они не признают компромиссов и прагматизма.
Так что пора поставить на место страны с исторически запоздавшей независимостью, а потому обуреваемым трудностями роста, закомплексованностью, историческим реваншизмом, к тому же обеспокоенными не интересами Евросоюза, а США.
Хрен редьки не слаще
Видимо, за страхом перед русскими танками или десантниками в подсознании эстонских политиков таится ответственность за многолетнюю общественно-политическую и даже социально-экономическую дискриминацию русских.
Увы, вместо постепенного налаживания таких общественных отношений, которые шаг за шагом приближали бы Эстонию к гражданскому обществу (то есть равноправному для всех ее постоянных жителей), вместо сглаживания противоречий проводится политика моноэтнизма — русских принципиально не допускают к управлению государством и даже жизни общества (это не раз фиксировали комиссии ОБСЕ и ООН).
При этом демагогически, например, русским заявляют, что все будет "о'кэй", надо только выучить эстонский язык. Но разве неэстонцы не владеют сегодня в своей массе эстонским? Разве кто-то из них отрицал или отрицает необходимость владеть госязыком? Известны редкие протесты, но по поводу того, что государство за 17 лет так и не сумело (да не хотело) обеспечить в русских школах качественное обучение эстонскому языку.
Вместо этого запущена реформа русских гимназий с переводом их на эстонский язык обучения. Но это — программа ассимиляции. Как и интеграция, этот процесс, названный теперь lõimumine (хрен редьки не слаще!), призван ликвидировать под флагом обучения эстонскому языку государственное образование на русском языке.
Подавление стремления неэстонской части населения отстоять свои законные права все 17 лет восстановленной независимости сопровождалось политическим иезуитством, шантажом и репрессиями властей.
В обществе нагнетается страх за высказывание мнения, не совпадающего с официальным. Люди уходят в себя, наблюдается отчуждение власти и народа. И потому ради пусть даже опасного, но сплочения эстонцев власть безответственно разыгрывает "русскую карту".
Жить рядом, но не вместе
Если задать вопрос, чем же на самом деле не угодили русские эстонцам, в чем русские неправы, то приходишь к неожиданному выводу. Да ничем и ни в чем. Просто они для эстонцев — чужие, с другой ментальностью, вероисповеданием, темпераментом и прочее. Но, согласитесь, что даже это не основание для стравливания национальных групп. Ведь мы обречены жить вместе.
Вот и получается, что есть только один раздражитель эстонцев — русские хотят законными способами добиться всего-то равноправия (не равенства!), независимо от этнической принадлежности. Но что тут плохого, разве это противоречит европейским ценностям? Именно реальное равноправие придаст русскому чувство сопричастности, чувство хозяина страны. Именно это позволит сокращать отставание русских по множеству социально-экономических показателей — здоровья, образования, безработицы, зарплаты, карьерного роста.
Терпение и терпимость русских в такой ситуации изумляют. Они молчат, хотя правильнее сказать, что их принудили к этому. И это при том, что русские в абсолютном большинстве признали независимость Эстонии, новое государственное устройство, рыночные отношения, вступление в Евросоюз и даже в НАТО, против членства в которой не было даже пикетов местных русских.
Более того, русские давно признали Эстонию своей, если не единственной, то второй Родиной. Они обворожены эстонской природой, радуются не меньше эстонцев успехам спортсменов Эстонии, охотно перенимают у эстонцев элементы западной бытовой культуры.
Местные русские завидуют сплоченности эстонцев, тому, как трепетно они относятся к сохранению своего языка, культуры. Высоко ценят эстонское трудолюбие и порядок, и не побоюсь этого утверждения, любят Эстонию! И это при том, что у них есть одна даже не претензия, а обида, — что их считают чужими на этом празднике жизни.
P.S. И тем не менее академик Раукас готов даже пожертвовать развитием эстонской атомной энергетики ради увеличения расходов на обеспечение внутренней безопасности. Но разве ученому без национальных предрассудков не очевидно, что проще и дешевле хотя бы не стравливать между собой эстонцев и русских.