На днях ведущие эстонские политики внезапно «вспомнили», что у нас в стране проживает слишком много неграждан, в то время как интерес к обретению гражданства республики стремительно падает. Если раньше в международных организациях и при визитах в Эстонию зарубежных экспертов можно было смело «щеголять» относительно быстрым сокращением числа неграждан и многими тысячами подавших заявления на получение гражданства путем натурализации, то теперь показывать нечего, а «серая» масса неграждан становится серьезной проблемой, которая сильно вредит международному имиджу государства.
Чтобы хоть как-то подправить положение, правящие партии начали создавать видимость активной деятельности. Идея проведения «разъяснительной кампании» среди неграждан по возможностям получения эстонского гражданства, выдвинутая представителями правящих партий, хорошо укладывается в концепцию «создания видимости», однако очевидно, что результат от нее будет такой же, как от прошлых интеграционных кампаний типа «Развяжи язык» или «Владимира и Пеэтера знаешь?». В этот же ряд можно поставить введение торжественных церемоний вручения гражданства. Все эти меры косметические и по сути ничего не меняют. А сделать что-то принципиальное политикам не позволяют созданные ими же догмы, которые успешно усвоены избирателями.
Между тем созданную в начале 1990-х систему предоставления гражданства, несомненно, нужно привести в соответствие с современными реалиями. А реалии таковы, что принятые на уровне ЕС решения относительно прав балтийских неграждан, а также отмена Россией визового режима для обладателей серых паспортов сделали для них гражданство Эстонии малопривлекательным. Конечно, не все относятся к гражданству лишь с потребительских позиций, однако смею предположить, что для большинства неграждан понятие патриотизма связывается отнюдь не с эстонским паспортом. Эстонию можно любить, и не будучи ее гражданином.
Убежден, что изменить что-то в сложившейся ситуации могло бы лишь решение о предоставлении негражданам эстонского гражданства в упрощенном порядке. Однако и эта мера будет эффективна лишь в том случае, если люди поймут, что государство действительно заинтересовано в них и готово идти им навстречу.