Никогда прежде не брал в руки газету KesKus, но в понедельник словно бес попутал.
Перед залом заседаний парламента на столе для партийной прессы лежала пачка этих газет, и по дороге я прихватил ноябрьское издание ежемесячника. Открыл – и в глаза бросился заголовок: «Шарик уже стал эстонцем?»
Поскольку автором статьи является известный борец за права белорусской оппозиции, ярый сторонник нынешнего грузинского президента и независимости Тибета, защитник народов Африки и прочая, и прочая, и прочая, да к тому же мой коллега в Комиссии по иностранным делам эстонского парламента Сильвер Мейкар, стал читать. «Как из животного вырезать человека» – с такого пассажа, опираясь на «Собачье сердце» Булгакова, автор начинает рассуждения по поводу лиц без гражданства, проживающих в Эстонии.
И заканчивает свои рассуждения, в которых есть и здравое зерно (к примеру, Сильвер Мейкар пишет, что следовало бы расширить возможности получения информации в Эстонии в том числе и на русском языке, создать сильное русское общественно-правовое радио- и телевещание, а министром народонаселения мог бы стать неэстонец), еще одним пассажем: «Вопросов много… Но ясно одно – одна только операция по пересадке в мозг эстонского языка автоматически не превратит местного русского в лояльного гражданина».
Вопрос о лояльности гражданина стране проживания вообще один из абстрактных: вспомним, например, недавний шпионский скандал, в центре которого оказался чистокровный эстонец… Но дело даже не в этом. Дело в той дремучей шариковщине, которую, сам того не ведая, проявил эстонский парламентарий. Я не хочу вступать в полемику с Сильвером Мейкаром. Приведу только одну цитату из реферата российского литератора Николая Салатова на тему: «Михаил Булгаков. “Собачье сердце“. Живучесть „шариковщины“ как социального и морального явления». И, хотя автор ссылается на послереволюционный опыт России, его выводы актуальны и для нас.
«Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века (прошлого – В.В. ), остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему… На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет – пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!.. Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны – возможных, с другой – свершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.»
Простите за длинную цитату, но в ней, на мой взгляд, сформулировано все то, что происходило и происходит у нас, в частности, в области политики гражданства. Оскорбительное высокомерие власти по отношении к людям, которые в силу известных обстоятельств оказались иностранцами в собственной (для многих – и родины по рождению) стране. И потому меня уже не удивляют, к примеру, результаты недавнего голосования в зале эстонского парламента по предложению предоставлять эстонское гражданство всем родившимся здесь детям без предварительных условий. Шариковы от политики и сегодня живее всех живых…
А что касается беса… Наверное, попутал меня все-таки не он. Наверное, мистика Булгакова направила мои руки к KesKus, чтобы я напомнил читателям простую истину: голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель. Надвигающийся экономический кризис – только сигнал, куда может завести нас политика без морали, политика, в частности, унижающая значительную часть наших по сути дела сограждан.
Жаль, что мой коллега по парламенту Сильвер Мейкар этого так и не понял.