Чья ракетка первая в мире?
Земля полнится слухами о том, как уработался российский президент. Трудяга так усердствовал над тронной речью, что не приметил слона и забыл про американские выборы, в чем и признался во всеуслышание.
«Чем только не пришлось заниматься российскому президенту! Обременительный конфликт на Кавказе, угроза финансового и экономического кризиса, несчастный случай на атомной подводной лодке и еще глава правительства Путин, за желаниями которого нужно внимательно следить», – иронизирует Berliner Zeitung. Подумаешь, забыл поздравить с избранием американского президента, зато про ракеты в Калининградской области кстати ввернул. Это ж-ж-ж неспроста – подумали на Западе.
Фото: Arno Mikkor/EPL
Тийт Вяхи винит в проблемах эстонского бизнеса не подписанный пограничный договор.
В Washington Times немедленно вспомнили о Карибском кризисе, заявив: проблема-то, оказывается, заключалась в том, что Хрущев тогда посчитал Кеннеди слишком интеллигентным, а потому слабым руководителем. И сейчас Россия будто бы пытается смоделировать аналогичную ситуацию из-за американских элементов системы ПРО в Европе. Увидим ли мы Дмитрия Медведева, задорно молотящего ботинком по трибуне ООН, и обогатится ли лексикон американских переводчиков новым понятием наподобие достопамятной матери неизвестного Кузьмы?
А в Эстонии тем временем запасают на зиму трын-траву и от страха все быстрее песенку поют. Задорную такую песенку. «Какова реальная способность российской военной промышленности производить новые ракетные системы в необходимом количестве? – интересуется в Postimees Игорь Таро. – И во-вторых, насколько соответствует виданное лишь на полигонах чудо-оружие заявленным целям? И в-третьих, насколько адекватно влияют угрозы не реформировать ракетные войска, у вооружения которых давно кончился гарантийный срок, не говоря уже о том, что технологически оно морально устарело?» Остается лишь надеяться, что никто на самом деле не хочет узреть действие этой морально устаревшей военной техники вне полигона.
Лучше будем преисполняться оптимизмом, как бывший датский министр иностранных дел Уффе Эллеманн-Йеннсен, который в интервью Eesti Päevaleht заявил, что не надо бояться России: вот ведь и экономика ее слабеет. А всего лучше – с Россией сотрудничать, предварительно ей объяснив, что в европейском сообществе существуют правила, которые нарушать не стоит.
Россияне же тем временем принялись оправдываться, что «Искандер» в Калининградской области не будет представлять для Европы никакой опасности, и на всякий случай предложили не размещать систему ПРО в Европе. Но это предложение мало кто воспринял всерьез. А пока Times предлагает здравомыслящим политикам сделать ставку на дипломатию, несмотря на то, что «Россия проявляет жесткий национализм, поощряет антиамериканские выступления по всему миру, не дает проводить решения по Косово, налагает вето на резолюции ООН по Ирану и Зимбабве, забыла поздравить Барака Обаму и еще не ответила за Грузию». Чтобы не получилось, как в песенке:
«Та-ре-лоч-ка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк,
А за ней радарчики - шмыг-шмыг-шмыг-шмыг,
Мы ее ракеточкой - шмяк-шмяк-шмяк-шмяк!
Мать-мать-мать-мать! Да это ж МИГ-МИГ-МИГ-МИГ!»
Ударить по рукам?
Эстонские бизнесмены озабочены проблемой: как ударить по рукам с Россией, когда родное правительство все время стремится по этим рукам надавать? Как пишет Postimees, Эстонская ассоциация крупных предпринимателей сделала громкое заявление, призвав к свободной от предубеждений дискуссии, которая улучшила бы российско-эстонские отношения. Для этого они рекомендуют признать свои ошибки и сосредоточиться на поиске разумных решений. Председатель ассоциации Тийт Вяхи даже вспомнил по этому поводу пограничный договор, будто бы в наибольшей степени мешающий эти отношения наладить.
А вот министр экономики Юхан Партс, как сообщает Eesti Päevaleht, склонен винить в этом российскую сторону, которая «не демонстрирует своей готовности», в то время как Эстония всегда готова вести с ней диалог: «Мы даже с членами китайского правительства встречаемся чаще, чем с россиянами», – признается он. Что, кстати, в долгосрочной перспективе не так уж плохо. Выразил солидарность с коллегой и министр иностранных дел Урмас Паэт, заявивший ERR Uudised, что Россия в отличие от Эстонии сама не хочет налаживать отношения.
Угадайте, кто в этой сложной ситуации будет отвечать за дружбу народов? Как сообщает Delfi, «предотвращать ссоры Москвы с соседями» будет Кристийна Оюланд. Правда, касается это больше Грузии: по итогам заседания в ПАСЕ вице-спикер Рийгикогу вошла в состав временного комитета, наблюдающего за российско-грузинским конфликтом. Блаженны миротворцы.
Готов налаживать отношения и президент Ильвес, по мнению которого, двусторонние отношения между Эстонией и Россией не безнадежны. Eesti Päevaleht цитирует президентскую речь на конференции предпринимателей, в которой глава государства напомнил о своей многообещающей летней встрече с Дмитрием Медведевым: «Это было не просто проявление вежливости. Это был знак, что отношения хотят улучшить». А может, и хорошо, что о демарше эстонской делегации, с изяществом слона в посудной лавке покинувшей тогда в Ханты-Мансийске финно-угорский конгресс, президент на этот раз предпочел не вспоминать.
... уж близится, а кризиса все нет
Тех, кому высоты международной политики недоступны, больше волнует проблема безработицы. Хотя, кажется, не все считают ее столь существенной: директор Института конъюнктуры Марье Йосинг, например, утверждает в интервью Postimees, что кризиса на рынке труда пока нет, но тенденция наблюдается негативная. В передовице той же газеты утверждают, что в такой стране, как Эстония, вообще нельзя сказать, что у нас острая нехватка рабочих мест: «Скорее, у нас по-прежнему не хватает рабочих рук и мозгов». Жираф большой…
SL Õhtuleht тем временем приводит мнение директора Института предпринимательства Высшей школы Mainor Андреса Аррака, который не исключает, что число безработных вскоре достигнет 40 000 человек. А Postimees сообщает, что по подсчетам исполнительного директора Союза предпринимателей в области строительства Индрека Петерсона, уже в этом году в сфере строительства потеряют работу 10 000 человек.
На Delfi же возмущаются цинизмом реформистов, решивших, как сообщили ERR Uudised, не принимать участия в голосовании по замораживанию депутатских зарплат. «Причиной тому – речь президента, в которой тот заявил, что это противоречит Конституции», – сказал пресс-секретарь реформистов Тоомас Викс. По этому поводу Вилья Кийслер на Delfi замечает, что «речь о любимой Конституции не заходит, когда она мешает парламентариям заседать в советах государственных предприятий».
Что и говорить – с логикой у власть имущих иногда наблюдаются некоторые странности. Вот ведь и министр юстиции Рейн Ланг, как пишет Eesti Päevaleht, объявил, что Эстония войдет в пятерку богатейших стран только тогда, когда больше людей начнет заниматься предпринимательством. В условиях растущей безработицы только и остается: что-нибудь предпринимать…
Фото: Arno Mikkor/EPL
Марье Йосинг: кризиса на рынке труда пока нет.