Когда после объявления оправдательного приговора по делу об организаторах апрельских беспорядков 2007 года Генпрокурор Республики Норман Аас заявил, что следствие собрало столько доказательств, сколько это было возможно, что оно было качественным, то упреки посыпались уже в адрес самой Прокуратуры. А зря.
Как
непосредственный участник процесса заявляю, что следователи и прокуроры
сделали максимум. Чтобы сымитировать против "четверки" дело, они не
только скребли по сусекам, но и добавили к "доказательствам" немало
заведомой лжи (например, призывы собираться вечером 26 апреля 2007 года
на Тынисмяги).
Иначе и быть не могло. С момента возникновения самой идеи "назначить" виновных и запуска в Эстонии своего дела "о поджоге Рейхстага" все было фальсификацией. Это была, как минимум, задумка власти уйти от ответственности за то, что не уберегли страну от "бронзовых ночей". В итоге мы имеем дело, в котором нет дела. Собранный материал не соответствует статье 238 Пенитенциарного кодекса.
***
Казалось бы, решение суда надо уважать по определению. Если же кто-то подвергает его сомнению, то надо иметь на руках иные, весомые доказательства.
Но не только широкие массы, а также все уже успевшие высказаться на тему дня политики и ученые-юристы поддались истерике и ведут себя словно спортивные болельщики — они обзывают судебный процесс "фарсом", "маразмом", "безрассудством". Притом четверку обвиняемых все равно считают организаторами беспорядков: даже сместившиеся в последние дни акценты — включение ФСБ, то есть "руки Москвы", в число "истинных" организаторов беспорядков, не освобождает "банду четырех" от уличных обвинений.
Просто теперь их называют "пешками"" (историк Давид Всевиов) и "жуликами" (экс-министр юстиции, парламентарий Кен-Марти Вахер). Или "провокаторами" и "мелкими сошками" (обществовед, профессор Рейн Руутсоо) и агентами Кремля и ФСБ (парламентарий-реформист Райво Ярви).
Редактор Ида-Вируской уездной газеты Põhjarannik ("Пыхьяранник") Эрик Калда, и не он один, называет меня "врагом Эстонии", "сеятелем зла и вражды". Рейн Руутсоо считает, что я "ненавижу свою страну". Лидер Эстонского национального движения Мартин Хельме настаивает на адекватном наказании за попытки "атаковать конституционный строй", "разжигать межнациональную рознь"… Тот же Кен-Марти Вахер считает, что моя деятельность направлена против независимости Эстонии. Депутат Рийгикогу, юрист Урмас Рейнсалу обвиняет меня в измене Родине.
И что еще изумляет — "осведомленность" общественности, а также политиков и журналистов, в частности и о моей "преступной" деятельности. Впечатление такое, что художник и парламентарий Райво Ярви получает информацию прямо из рук "чекистов". И что? Эстонское население с упоением проглатывает успокаивающую пилюлю. Разве такое общество здорово?
Профессор Тартуского университета Марью Лауристин боится раскола общества и предупреждает (или подстрекает?), что в создавшейся ситуации маргинальные национал-радикальные группы могут пойти на самосуд. Столь разительна у эстонского народа разница между ощущением справедливости и оправдательным приговором!
А потому потоком стали поступать предложения о применении других статей Пенитенциарного кодекса или даже о немедленном принятии в Рийгикогу поправок к нему, чтобы применить их в отношении обвиняемых. Урмас Рейнсалу для острастки рекомендует всех, кто угрожает государству и территориальной целостности Эстонии, лишать эстонского гражданства, если оно получено путем натурализации.
Лидер национально-радикальной партии IRL Март Лаар пишет: "… то, что названная компашка вышла из зала суда оправданной, сильно оскорбляет мое понимание права и справедливости (õigus ja õiglus). Что же еще надо сотворить в Эстонии, чтобы быть наказанным судом? Если недостаточно разграбления центра Таллина, то выходит надо поджечь весь город?"
***
Впечатление такое, что обманутый народ тотально жаждет мести. В передаче ЭТВ Foorum интерактивный опрос показал, что 93% телезрителей не удовлетворены оправдательным приговором.
Гнев столь велик, что забыта презумпция невиновности. Как и роман нашего классика А. Х. Таммсааре, который пронизан вопросом: как жить — по понятиям или закону? Увы, истеричная реакция эстонской части населения говорит о первом. А ведь как раз это, а не защита памятников, реально подрывает веру в государство, расшатывает его устои.
Подтверждает это и объявленный радикал-националистами (Eesti Rahvuslik Liikumine) сбор подписей за отмену оправдательного приговора.
Так откуда вдруг взялось такое языческое (когда любой пришелец — враг и вместо закона действуют понятия) понимание справедливости и игнорирование права? К сожалению, ответ банален: если надо отыграться на русских, то позволено все.
Дело зашло так далеко, что приходится успокаивать общественное мнение, особенно публику, разразившуюся в Интернете лавиной воинственных заявлений-угроз, которые сами по себе тянут на самые разные статьи уголовного кодекса.
Увы, за разъяснительную работу взялись те, кто сами задали тон разнузданной кампании шельмования правоохранительных органов и оправданных дозорных. Те же политики, которые с помощью верноподданных СМИ после мая 2006 года сознательно настраивали население против защитников Тынисмяги, замалчивали их деятельность, представляли дозорных экстремистами, агентами Кремля, то есть лгали о них, фальсифицировали заявления "Ночного дозора". Не избежали этого и центристы.
И вот теперь, пытаясь унять страсти, министр юстиции Рейн Ланг в той же популярной телепередаче Foorum призвал население к спокойствию, мол, впереди — рассмотрение этого же дела в окружном суде. И там, мол, решение будут принимать не один судья, а три, которые опытнее судей первой инстанции.
По его же мнению было бы хорошо, чтобы дело дошло и до Госсуда, поскольку данное дело для него первое, когда рассматривается статья 238.
Поражает циничная прагматичность члена правительства, для которого примарна не справедливость суда, а судебный эксперимент. Люди — пыль: лес рубят, щепки летят! И что еще скандальнее — при этом публично оказывается давление на суд. Кстати, это позволил себе и Генпрокурор Республики Норманн Аас, поначалу заявивший, что судья могла быть более активной и найти-таки вину обвиняемых. Правда, теперь уже он сам опомнился и призывает всех быть осторожнее в оценках.
***
Чувство справедливости эстонского общества сильно оскорблено и, даже если оправдательный приговор вступит в силу, то я уже подвергнут остракизму. Как журналист уже полтора года чувствую это, и особо остро — в качестве обвиняемого по "бронзовому процессу".
В телепередаче Foorum председатель Таллинского горсобрания, центрист Тоомас Витсут справедливо подметил: власть могла предотвратить беспорядки, не играя мускулами. Но он же заявил, что "четверка" обвиняемых — вряд ли организаторы, скорее они были подстрекателями, они осуществляли антигосударственную деятельность.
И снова — какая осведомленность?! И чем не донос, да еще публичный! При том, что искренне говоря от своего имени, заявляю, что моя деятельность сводилась к защите памятника на Тынисмяги строго в рамках правового поля.
Резонно спросить: разве сама Центристская партия, которую представляет г-н Витсут, не защищала монумент вплоть до парламентских выборов в марте 2007 года? И не будет ли он сам следующим, кто сядет даже за видимость защиты Воина-Освободителя на скамью подсудимых?
Объяснение происходящему — неслыханная неразборчивость партий при отстаивании политических интересов. В этом году избиратели будут голосовать дважды. И вся возня вокруг решения судьи Виолетты Кываск, как и перенос памятника с Тынисмяги в 2007 году, имеет предвыборный подтекст, если не сказать больше.
Во всяком случае, центрист Витсут заявил на всю страну о том, что Кленский, объявивший о желании выставить свою кандидатуру на выборах в Европарламент, — маргинал, который ничего не определяет в жизни общества, а потому его надо забыть и СМИ Эстонии не должны предоставлять ему трибуны. Забвения Кленского требует и Давид Всевиов, один из самых заметных у нас "охотников на ведьм".
Такова наша реальность, такова политическая культура, нынешние нравы. И это — в цивилизованной Европе в XXI веке!
***
Сегодня в Эстонии Георгиевские ленточки — символ русской военной славы — негласно запрещены, они фигурировали как компромат и в обвинительном акте по делу об организаторах апрельских беспорядков. И в то же время Полиция безопасности сообщила в начале 2009 года, что владелец Raadio Nõmme Маргус Лепа не представляет угрозы нашему обществу, хотя он цитирует в прямом эфире Mein Kampf, а помещения радиостанции полны нацистской символики.
Сегодня в Эстонии жизнь тревожна из-за нарастающего замаскированного под демократию тоталитаризма. Но именно повергшее в шок общество оглашение оправдательного приговора вселяет и надежду на пробуждение общества от моноэтнического угара и националистической спеси.
Пока еще разумные голоса — редкость, но до 5 января их не было вовсе, если не считать подавлявшиеся властью и СМИ заявления "Ночного дозора".
Хочется надеяться, что осмысление происшедшего протрезвит общество, и мы будем жить в Эстонии с человеческим лицом. Для этого обществу нужно знать правду о тех, кто сегодня стоит у штурвала государственной власти. Сегодня и школьник знает, кто завел наше общество в тупик. Игнорирование норм права в высказываниях представителей нашей политэлиты в связи с оправдательным приговором, отсутствие у них правового мышления объяснит многое многим.
В демократическом обществе принято уходить из власти самому или отправлять в отставку.