Очередная полицейская акция по борьбе с коррупцией – задержание и допрос центриста-депутата столичного горсобрания Эльмара Сеппа, а также неслыханный обыск в здании русскоязычной газеты «Вести дня» наводит на грустные размышления. Сама госмашина создает в обществе неадекватную реакцию на действия власти, правоохранительных органов и прежде всего прокуратуры.
Мы не можем так же, как и центристы во главе с Эдгаром Сависааром однозначно утверждать и предполагать, что действия прокуратуры и полиции направлены против Центристской партии и приурочены к предстоящим в этом году выборам.
Факты – упрямая вещь. Не забыть бурное возмущение в начале года эстонской части общества по поводу оправдательного приговора по делу о т.н. организаторах апрельских беспорядков. Но разве не сама власть – прокуратура и политики, а также СМИ, игнорируя презумпцию невиновности, уже за год до событий стали массово распространять ложь, называя защитников памятника преступниками?
Реакция общества напоминала истерию в духе суда Линча. Такая же картина наблюдается в связи с приговором по делу Симма, для которого при активном участии СМИ многие требовали смерти. Опасения вызывает то, что в обществе cознательно создается атмосфера 1937 года в СССР – обстановка взаимного недоверия и ненависти, чем судя по всему население пытаются отвлечь от
нынешних социально-экономических тягот.
Страшит, что все чаще общественное мнение воспринимает борьбу с коррупцией, не как стремление власти навести порядок и добиться справедливости, а как средство для подавления инакомыслия и решения вопросов межпартийного соперничества. Чтобы не утверждала прокуратура и полиция, но их репрессивные действия в отношении оппозиционных партий и последние годы приурочены именно к выборам.
Подозрения о вмешательстве полиции в политику – вовсе не беспочвенны. Когда аналогичные преследования и психотеррор применялся в отношении «Ночного дозора», то общество и центристы молчали. Их предупреждали, что дойдет очередь и до них.
И вот Март Лаар призвал «кушать только эстонское», что перекликается с изречением классика эстонской советской литературы: «Лучшая еда эстонца – другой эстонец».
Проблема столь серьезна, что уже и не важно, ошибается общественное мнение или нет: противопоставление власти и народа столь велико, да еще в условиях невиданного кризиса, что ставит под угрозу стабильность в обществе и даже безопасность государства.
Этим, пока не поздно, прежде всего должны озаботиться государственные мужи.
Юрий Журба, Димитрий Кленский
Таллин, 26 февраля 2009 года.