На 21 мая 2006 года Delfi приглашало добровольцев принять участие в воскреснике по уборке территории Ботанического Сада. «Хорошее начинание?» - подумал я и записался тоже. Среди многих других русских участие в этой акции принимал и Роман Жаров. Мы познакомились и, основательно потрудившись в саду, поехали затем к «Бронзовому Солдату», так как накануне 20 мая его опплевали и чуть было не снесли митинговавшие на Тынисмяги эстонские националисты (которых, замечу, на уборке Ботанического Сада я не увидел). Там меня ждал Олег с которым мы, общаясь также через Delfi, уже договорились по ночам охранять «Солдата» от хулиганов. К вечеру подошли Андрей, Павел, Артур, Настя, Игорь, Света, Володя, Борис и многие другие. Так и появился «Ночной Дозор» - исключительно народная инициатива.
В сентябре 2006 года моя дочь пошла в 1 класс Ыйсмяэской гимназии. И в то время как в Пирита для эстонцев была построена супершкола за 200 млн.крон, в классе моей дочери стояли покосившиеся ободранные парты и он не был даже отремонтирован. И поэтому 1 сентября мы, родители, красили и ремонтировали помещение класса. Затем, сложившись по 900 крон к ноябрю купили нашим детям новые парты (причём 6000 крон добавила моя фирма, а положенные для первоклассника 5000 крон я, кстати, так и не получил). Такой была вторая моя инициатива.
Но в это же время часть эстонского народа, Рийгикогу и правительство Ансипа, подзуживая друг друга всё более нагнетали обстановку и договорились Памятник погибшим во II Мировой войне снести. И как только осторожного Рюйтеля сменил нагловатый проамериканский президент Ильвес, законодательство срочно подправили и 26 апреля Бронзового Солдата снесли, а тех, кто пришёл протестовать, власти плохо зная русского языка объявили «мародёрами» (т.е. - грабителями трупов) и «вандалами» (т.е.-разрушителями произведений исскуства).
И хотя лично я, находясь в гуще событий 26 апреля, в отсутствии полиции, которая охраняла саму себя и Памятник, как мог разнимал драки, не дал разгромить кафе и перевернуть несколько машин, тем не менее попал в D-терминал, где был избит вонючим, полупьяным человеком в гражданской одежде (как оказалось Кайтселитчиком) за то, что я стоял, а не сидел на грязном полу. Находившиеся рядом полицейские наблюдали за этим процессом с любопытством.
Нам с Юрой Журавлёвым связанным, тем не менее удалось позвонить из D-терминала Дмитрию Кленскому и информация о творящемся беспределе властей впервые попала в СМИ. Мы также обратили внимание одного из врачей на жесточайшим образом избитого спецназом парня, который как мне показалось, умер. Так ли это, я не знаю до сих пор. Инициировать расследование нам не удалось.
На следующий день я поехал к мэру Таллина Эдгару Сависаару и рассказал ему о том, что происходит в одном из портовых складов его города. Мэр был просто шокирован. Склад быстро очистили от крови и шприцов и даже поставили био-туалеты.
Но самое неприятное во всей этой истории то, что 80% эстонского населения поддержало расправу Ансипа, Аавиксоо и Пихла над протестующими. Наверное среди этих 80% были и те, кто сейчас предлагает нам штурмовать наши мозги на благо Эстонии.
Затем были допросы, угрозы и шантаж КаПо, которое, в конце концов, и разорило мою фирму, сделав всё очень просто - разослав основным покупателям письма о том, что мои с ними разговоры прослушиваются спецслужбами. КаПо также внесло меня в « чёрный список », что создаёт определённую сложность в моих отношениях с банками и государственными организациями других стран.
Для того, чтобы мой бизнес не усох окончательно, я вынужден был продать квартиру. С деньгами стало туго, а тут ещё стоявшая в Ыйсмяэском дворе моя машина стала объектом мести для проживавших неподалеку националистов. Более 10 раз проткнули колёса и оставляли метки, намекающие на то, что будет ещё хуже. В итоге семья вынуждена была уехать к родственникам в Германию, так как находиться в Эстонии стало просто опасно.
Пытаясь поднять свою фирму, я написал экспортно-оринтированный бизнес-проект с которым обратился в Sampo-банк и в ЕАS. Но в ЕАS я почему-то всегда приходил невовремя, то мне говорили, что я пришёл слишком рано и проекты ещё не принимают, то я пришёл поздно и все проекты уже приняты. Потом по радио я услышал, что сотрудник ЕАS Дмитрий Бурнашев рассказывая о своей работе, почему-то очень много времени уделил якобы положительному опыту банкротства. Как я узнал из прессы позже, более половины фирм которым ЕАS выделил деньги стали банкротами. (Моя же фирма существует до сих пор и даже не имеет долгов по налогам, так и не получив никаких субсидий.) Sampo-банк мне также не дал ничего.
Со своим проектом я подходил к центристу Вельману - никакой реакции. Прочитав летом 2008 года обращение Эдгара Сависаара о том, что он приветствует бизнес-проекты от любых организаций и партий, направленные на улучшение экономического положения Эстонии, я обратился в мэрию и получил ответ от референта мэра Ольги Ивановой, что мой проект слишком амбициозен. Встречавшиеся со мной специалисты мэрии Март Репнау и Криста Кинк также оценили проект, но в итоге длительных переговоров я так ничего я не получил, хотя для запуска проекта требовалось не более 1 млн крон.
В итоге через Российский Союз Промышленников и Предпринимателей я обратился с проектом к Президенту России Дмитрию Медведеву. Примерно через месяц пришёл ответ: «...Министерство лёгкой промышленности России концептуально поддерживает проект.....так как его реализация положительно отразится на работе отечественных производителей и будет способствовать продвижению российских товаров на мировой рынок. Просим сообщить на какие меры поддержки Вы расчитываете».
Очевидно, что данный проект, который предполагает создание нескольких тысяч рабочих мест в Эстонии, России и ЕС, а через несколько лет оборот в пол-миллиарда евро, из российско-эстонского станет скорее всего российско-латышским или российско-немецким.
С 1991 по 2007 годы Эстония имела потрясающие возможности для того, чтобы сделать страну развитой и комфортной для всех слоёв населения. Нас все жалели, давали немеряно денег и достаточно толерантное население готово было трудиться на общее благо на оставленных СССР производственных объектах, в обновлённой перед Олимпиадой 80 года стране. Но вместо этого одна часть населения обогатилась и продолжает обогащаться на спекуляциях и за счёт другой части населения. Деньги бездарно растранжирили. Вместо того, чтобы развивать перспективные проекты, иностранные банки монополисты надули пузырь на рынке недвижимости. Между людьми двух основных национальностей посеяли вражду. Поcсорились с важным географическим соседом. И теперь, не имея средств и имея кучу проблем как внутри так и вне страны организаторы акции «Сделаем! Моя Эстония» пытаются косметическими мерами исправить ситуацию.
В прошлом году проект по уборке мусора мне понравился, но он не был оригинальным - обычный советский ежегодный апрельский субботник, но только с гораздо большей помпой. И особенно резанула фраза одного из сборщиков мусора, который демонстрируя найденную в лесу свалку, часть из которой составляли книги на русском языке намекнул мол: вот кто засоряет наши леса - русские.
Вообще-то я положительно смотрю на подобные народные инициативы, но в данном случае не намерен принимать участия в штурме мозгами для лакировки подгнившего государства, а на более решительные меры типа - предоставить всем русским избирательное право или осудить действия правительства Ансипа в апреле 2007 года организаторы проекта вряд ли решатся.
Между тем в стране, где более 30% населения русские, нет ни одного русского министра или члена Европарламента. Большинство руководящих должностей абсолютно во всех сферах деятельности и управлении государством принадлежат эстонцам. И хотя мы все платим налоги в равной мере, распоряжается ими только титульная нация.
Всё это я к тому, что у нас русских полно инициативы и различных проектов, но для того чтобы наши проекты реально продвигались, нам, наверное, надо иметь сообственный ЕАS, собственные банки и даже собственное министерство экономики. До тех пор пока во всех этих организациях будут сидеть эстонские националисты или их работой будет рулить КаПо никакие нами написанные проекты развития не получат.
И хотя я не буду участвовать в мозговом штурме «Сделаем! Моя Эстония» напоследок хочу всё же предложить один проект для обсуждения - выплатить каждой русской семье, желающей навсегда покинуть Эстонию от 100 до 200 тыс евро на переезд. И я обязательно буду в этом списке. Хотя наша фамилия внесена в самую первую перепись населения Эстонии в 19 веке, но в этом национально озабоченном полицейском государстве я жить больше не хочу. А свои проекты буду реализовывать в другой стране.