▶ Каждое мало-мальски уважающее себя государство должно иметь врагов. Внешних и внут­ренних. Иначе зачем ему тратить деньги налогоплательщиков на содержание спецслужб? Это не ирония, а констатация факта.


Хуже, когда наряду с реально существующими недоброжелателями спецслужбы придумывают виртуальных. Такие «приписки» существуют во всех странах мира, имеющих разведку и контрразведку. Отчасти они возникают по относительно невинной причине: чтобы выбить у парламента и правительства увеличение ассигнований.

 

Отчасти — когда само правительство ведет себя настолько глупо и безответственно, что провоцирует ухудшение отношений с сопредельными государствами и внутреннюю напряженность в стране. В основном, чтобы отвлечь внимание людей от собственной некомпетентности. Спецслужбы не могут быть автономны по отношению к правительству. Они могут разоблачить изменническую деятельность высокопоставленного чиновника (см. дело Хермана Симма), но не могут взять за воротник премьер-министра и заявить ему: «Ты, сукин сын, два года назад спровоцировал эксцессы, которые непоправимо раскололи общество, так что слагай с себя пост, лишайся неприкосновенности и добро пожаловать на скамью подсудимых…»


Это вступление, которое, как водится, не имеет прямого отношения к нашей замечательной (по мнению г-на Ансипа) действительности. А вот суть.

Чтение для любителей детективов

Ежегодник КаПо за 2008 год должен произвести яркое впечатление на читателя. Он издан на прекрасной мелованной бумаге, с цветными фото. Обращение к читателю гендиректора КаПо Райво Аэга выдержано в доверительных тонах. Увлекательно изложено «дело Симма». Достаточно откровенно говорится об опасности экстремизма. В Ежегоднике, в частности, признается, что эстонские правые экстремисты пытаются публично пропагандировать национал-социалистическую идеологию и ксенофобию. Там сказано: «Хотя число неонацистов в Эстонии ограничивается парой десятков, их деятельность наносит Эстонскому государству прямой ущерб, давая российской пропаганде повод показывать Эстонию страной, поддерживающей нацизм. С другой стороны, надо учитывать, как на это реагируют в дружественных Эстонии государствах, которые, в отличие от Эстонии, пострадали во Вторую мировую войну главным образом именно от нацизма, а не от советской оккупации».

«Русский вопрос» на страницах Ежегодника

Учитывать это надо не только когда речь заходит о здешних доморощенных неонацистах. «Бронзовая ночь» нанесла ущерб международной репутации Эстонии — а ведь ее могло не быть, если бы не хамские высказывания г-на Ансипа, будто на Тынисмяги похоронены солдаты, спьяну попавшие под собственный танк. И если бы прах был перенесен после 9 мая, публично, с отданием воинских почестей. А не воровски, под покровом ночи.
«Бронзовая ночь» провела кровоточащую трещину в обществе, еще сильнее расколов его по национальному признаку.
Об этом в Ежегоднике ни слова. Но касаться «русского вопроса» без такой преамбулы невозможно.
И уж сотрудники спецслужб должны отличать резко отрицательное отношение к правительству Ансипа (присущее далеко не одним только русскоязычным) от нелояльности к Эстонскому государству. Более того: я убежден, что истинный патриот Эстонии должен желать скорейшего ухода этого правительства в отставку.
Когда речь заходит о «русском воп­росе», число и персоналии тайных противников Эстонского государства настолько преувеличиваются, что впору говорить о новом сезоне «охоты на ведьм».
В Ежегоднике сказано: «Русских деятелей культуры, интеллигенцию, ученых… возможно (часто не ставя их самих в известность) использовать для сбора и распространения информации в интересах России». Осуществляется это через т. н. «движение соотечественников». Интересно, сознают ли авторы, что как раз абсолютное большинство здешних деятелей русской культуры, науки и другие образованные люди относятся к «соотечественникам» либо равнодушно, либо презрительно. Уж больно непривлекательны личности, возглавляющие в Эстонии это «движение». Убедительным примером тому стали последние выборы, когда т. н. Конституционная партия, возглавляемая главным местным со­отечественником Заренковым, собрала мизерное число голосов.
Авторы отчета продемонстрировали, что в здешнем русском политическом раскладе они разбираются слабо. Они пишут: «На выборах в Европарламент Россия решила сделать ставку на Алексея Семенова… предав в своих корыстных целях долгое время самоотверженно пропагандировавшего в Эстонии идеи Кремля Димитрия Кленского и ведущего политика Конституционной партии Георгия Быстрова, и начала искать новые альтернативы. В лице Семенова мы имеем дело с классической лояльной Кремлю личностью, которая согласует свои действия и решения с пожеланиями своих финансистов».
Но Семенов-то как раз является правозащитником западного образца, и возглавляемый им Центр информации по правам человека действует строго в рамках западных представлений о свободе личности и правах человека. К тому же никакой ставки на Семенова Кремль не делал. Семенов намеревался баллотироваться в списках «Объединенной левой», но переговоры закончились полным разрывом. Что касается Кленского, то он — убежденный популист, не имеющий системных взглядов и неуправляемый; для Кремля такой кандидат непригоден.

«Страшней «Импрессума» зверя нет

Еще одного ужасного врага Ежегодник нашел в лице пресс-клуба «Импрессум» — по мнению КаПо, «нового оружия России в информационной войне». А руководителя пресс-клуба, журналистку газеты «Комсомольская правда» Галину Сапожникову объявил чуть ли не реинкарнацией Маты Хари и Ольги Чеховой в одном флаконе. Между тем «Импрессум» преследовал отчасти коммерческие цели — раскрутку издания «Комсомольская правда» в Северной Европе», а отчасти — просветительские: сближение интеллигенции (и не только интеллигенции) России и Эстонии, организацию встреч с незаурядными деятелями науки, искусства и т. д. В конце концов, нельзя же ограничивать культурный импорт из России попсой и халтурными антрепризными спектаклями!
«Импрессум» провел встречи с писателями Полиной Дашковой и Сергеем Лукьяненко (надеюсь, их никто не заподозрит в работе на ФСБ и СВР?), несколько сомнительным автором ряда конспирологических версий, итальянским журналистом Джулио Кьезой, блестящим экономис­том Михаилом Хазиным и историком Александром Дюковым. Последнюю встречу Ежегодник расценивает как вражескую пропаганду. Но, во-первых, кто мешал эстонским историкам прийти и опровергнуть тезисы г-на Дюкова? Полемист он, судя по всему, не сильный. А во-вторых, даже чужие точки зрения необходимо знать. Или КаПо считает, что два часа с Дюковым способны перевернуть мировоззрение аудитории с ног на голову?
В любом учреждении есть высокопрофессиональные сотрудники, а есть и такие, которые напоминают героя английского фильма «Карлтон Браун — дипломат» или шпиона-дилетанта Джима Уормолда из романа Грэма Грина «Наш человек в Гаване», который вместо чертежей советской ракеты посылал в МИ-5 описание пылесоса. Сдается, что среди занимающихся «русским вопросом» затесались такие уормолды.

Необходимое послесловие

В последнее время «охота на ведьм» сделала новый виток. На митинг, посвященный двухлетней годовщине «Бронзовой ночи», не пустили финского профессора Иохана Бекмана и двух политиков из Латвии, сопровождавших депутата Европарламента Татьяну Жданок. На днях незваные гости нанесли визит бывшему помощнику прокурора Ирье Тяхисмаа и ее мужу — в прошлом руководителю пресс-службы Министерства финансов Инно Тяхисмаа. Супруги — чистокровные эстонцы и безусловные патриоты — приняли участие в пикете по поводу второй годовщины «Бронзовой ночи» и записали интервью с немецким антифашистом Клаусом Дорнеманом, который в ту ночь оказался в Д-терминале. Под надуманным предлогом в их квартире произвели обыск и изъяли видеоаппаратуру, компьютеры и мобильные телефоны.
Комментарии излишни!

stolitsa.tallinn.ee

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт