Здесь я хочу начать разговор о роли таких взаимосвязанных явлений как личность, община и государство. Следует учитывать, что я отношу себя к русской общине Эстонии и поэтому рассуждения о “взаимосвязанности” указанных явлений могут быть продиктованы мне спецификой ситуации сложившейся вокруг общины.
Так или иначе, из почти семи миллиардов человек на Земле к русской общине Эстонии относят себя около 350 тысяч людей. Люди эти разные. «Элементная база» общины в последние 18 лет оказалась условно разделена по политическим правам “окрашенным” в цвета наших паспортов – серый, синий, красный. По показателям социального развития, русское население Эстонии находится в более худшем положении, чем «элементы» эстонской общины, с которой мы делим общую географическую территорию – Эстонию.
Выделяя три социальных понятия (личность, община и государство), рассмотрим каждое из них в отдельности, а также связи возникающие между ними:
Рис. 1. Личность (Л), Община (О), Государство (Г).
Община
Община является одной из вершин треугольника, соединённой с двумя другими вершинами обозначающими личность и государство (Рис. 1).
Община несёт культурную основу, служит памятью для наших обычаев, средой формирования отдельных личностей. Община есть понятие из национального мира, который может не проявлять себя ярко в повседневной рутине и заботах о хлебе насущем. Её роль состоит в помощи нам в трудную минуту, в формировании наших целей, в формировании нас как личностей.[1]
Через культуру, куда, к примеру, относятся произведения литературы, в нас закладываются мировоззренческие установки, понятия, попытки ответа на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?». Эти установки определяют поведение личности в сложных ситуациях, помогают принять решение. Личности способны развивать общину. Акт творения – акт личности, сумевшей разглядеть что-то новое и полезное. Заслуги личности отображаются в названиях улиц, пометках в календарях, увековечиваются в каменных изваяниях, …, остаются в «общей» памяти, служат смене поколений, т.е. их формированию.
Государство
Существует другое социальное образование – государство. Государство распространяет «общеобязательные социальные нормы». Неследование этим «нормам» обычно наказуемо. Государство можно рассматривать как «монополию на законное насилие» [Вебер]. (Следует отметить, что одно из самых тяжких преступлений – измена государству. Причём «наказание» за измену может распространяться и на близких именника.) В то же время предательство общины, отказ от собственных корней (ренегатство) обычно не карается так строго. Община открыта.
Развитие государства также направляют личности – также как личность, к примеру, создаёт произведения искусства – вносит вклад в развитие культуры, «личности в государстве» разрабатывают и принимают законы – личность «творит» историю. (И история творит личность.) Государственным личностям также ставят (и снимают) статуи, их именами называют улицы или пугают детей.
Личность
Личности служащие общине или государству никогда не принадлежат полностью объекту служения. Для того чтобы совершить акт творения надо иметь возможность взглянуть со стороны на объект творческого приложения сил. Через это «индивид» становится личностью – обретает независимость. Обретает свободу «творчества», дающую возможность переживать возвышенные чувства. Здесь, однако, важно не переусердствовать, приравняв свободу к отсутствию ответственности.
Многое зависит от воспитания, от истории становления личности. Равнодушие (= сверхтолерантность [М. П.]) может сделать личность врагом общины. Врагом, проверяющим границы «свободы», и теряющим независимость с исчезновением ответственности. Происходит трансформация личности в ренегата.
Личность, община и государство – вот три основных, на мой взгляд, взаимосвязанных компонента поддерживающие процесс воспроизведения личностей способных к общинному и государственному творчеству. Между ними выстраиваются отношения (cм. Рис. 1).
Личность и община
Личность через творчество вкладывает в «развитие» общины. Община служит ей Памятью. Шедевры создаются личностью и имеют корни в национальной (общиной) культуре. У поэтов, художников, музыкантов есть … национальность. Мы говорим о итальянском поэте, русском художнике, немецком композиторе и т.д. [Н. Н.] Также и мыслители имеют национальность – французкие, русские, немецкие, … философы.
Личность и государство
Также личность через (политическое) творчество вкладывает в «развитие» государства, существующего на данный момент в более менее устойчивых территориальных границах (либо, в границах, хранимых «общинной (национальной) памятью»). Говоря о «творчестве», необходимо отличать «исполнение обязанностей» от «действий ведущих к изменениям и развитию общества». Последние имеют отношение к «творчеству». Личности посредством государства определяют, как индивидам должно жить в этих границах, когда им следует радоваться, когда грустить, когда и сколько платить за то, чтобы государство могло контролировать и поощрять выполнение «общеобязательных социальных норм», а также могло поддерживать и развивать свою инфраструктуру. И если возникают какие-либо возражения или предложения по развитию государства, то донести их обычно можно через периодически проводимые (пере)выборы.
Община и государство (пересечение мира национального с миром политическим)
Помимо личности, община может поддерживать государство. Поддерживать обычаями, культурой и историей, через которые община прошла и «подчинять» законы традициям. Например, становится всё более популярным выражение «добрый обычай привлечения» или «добрые традиции участия», которым необходимо следовать чиновникам. Откуда берётся «доброта» обычаев и традиций?
Государство способно либо поощрять, либо подавлять развитие общины. Примерами поддержки могут служить национальные праздники, введённые в ранг государственных, финансовая поддержка культурных обществ и соблюдение границ невмешательства в дела общины, (закреплённые на бумаге или) реализуемые на практике. Здесь важно подчеркнуть разницу между общиной и национальным меньшинством. В глазах государства, община предстаёт в качестве меньшинства! В законодательствах обычно прописываются права меньшинства, а не общины. В некоторых странах существуют и работают специальные анти-дискриминационные законы направленные на соблюдение интересов национальных меньшинств. Потому как в жизни политической права меньшинств (не обязательно этнических) находятся под угрозой игнорирования со стороны большинства, притворяющего законы согласно лишь собственному пониманию государственного устройства. Поэтому в борьбе за политические права употребление определения национальное меньшинство приемлемо и необходимо.
Через общину возможна связь также с другими государствами, где характер связи может определяться согласно обстоятельствам. Например, в случае спора с оппонентом (государством), община может развивать политические связи с государствами являющимися авторитетами на политическом поле для оппонента. Национальные связи могут быть использованы, когда прямая политическая поддержка неэффективна. Именно община, на мой взгляд, выступает средой для формирования «национальных интерсов».
Община и цели
В глазах государства (политического образования) община – меньшинство. В глазах входящей в него личности, социальное явление опирающееся на общность культуры, языка, мировоззрения, на принятие своей истории – общиной. Поэтому при обсуждении проблем общины в контексте политическом допустимо и часто необходимо использовать слово меньшинство. Община первична по отношению к государству. Община формирует цели, в то время как их реализация возможна через политические инструменты, куда, в частности, относится государство. В борьбе за права общины ключевыми являются именно политические инструменты.
Цельность и прочность (solidity) общины зависит от ряда факторов. Индивидам соcтавляющим «элементную базу» общины необходимо определится – за что они выступают. Этот выбор может на первом этапе привести к противоречиям («разделению») внутри общины. Однако «объединение» не представляется возможным без учёта основных «ЗА-интересов». «ЗА-интересы» ведут к формированию своей позиции, способной устоять и определить дальнейшее наше развитие независимо от присутствия противоборствующих элементов. Неспособность же сформировать собственные «ЗА-интересы» лишь усиливает противоборство внутри общины.
Считаю, что необходима настройка Эстонского государства, как инструмента поддержки нашей общины (что не является исключением поддержки для остальных общин). Для этого можно привлечь как внутренние, так и внешние национальные и политические силы. Целью является создание равноправного государства, функции которого и «добрые традиции» чиновничества не зависят от национальности гражданина. Привлечение любых сил должно быть построенно и направляемо, исходя из интересов нашей общины.
[1] Новый иллюстрированный энциклопедический словарь («Большая Российская энциклопедия», 2001) определяет «личность» как «устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятия «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями».