Фото: Scanpix. Андрус Саар. Известный эстонский социолог Андрус Саар рассуждает об окружающих нас ценностях. "Меня поражает позиция госчиновников, будто бы Монумент победы в Освободительной войне – это изделие. В таком случае и премьер-министр и Рийгикогу и все министры тоже продукты", - заявляет он.

Они предлагают себя как товары, которые обладают определенными характеристиками. Они предлагают голосовать за них и обосновывают свою цену выгодой населению. Этот товар сейчас в таком избытке, что население уже не делает между ними никаких различий. А на некоторых из них, в графе "годен до", стоит число, которое уже давным давно кануло в Лету. Кое-кто из них просто игнорируют это "годен до", а иные и вовсе считают, что хранятся вечно.

 

У большей части товара характер не соответствует занимаемой должности. Поэтому, они создали команды продавцов. Когда продавцы скинули товар или продали его, он может, как по волшебству, сам стать продавцом. Премьер-министр вошел в чин продавца, который торгует воздухом.

Воздухом называются многие товары. Один из самых частых товаров этого рода – ценности. Ценности как товар можно экспортировать и импортировать. Поставить на экспорт нам нечего. После 91-го года экспорт у нас был на порядок меньше импорта. Таким образом, мы живем с ценностями, которые сделали нас заложниками. Политики все чаще говорят о ценностях, но ни один из них не сказал, по каким же именно ценностям мы живем. Какие ценности импортированы, а какие наши собственные.

Возможно, более важной темы, чем обсуждение ценностей у нас нет. В поиске ценностей мы приходим к глубинным мифам Эстонии. Их много. У тех, кто ходят на Viljandi folk одни взгляды на мир, у тех, кто ходит на Певческий праздник – другие. А те, кто тратят свое время на Õllesummer, вообще не имеют взглядов.

Одна из ценностей – это деньги. Когда дело доходит до денег, то эмоции не помогают. Поиск истины упирается в цифры. ВВП на душу населения у новых стран членов ЕС меньше одной трети ВВП стран, давно состоящих в союзе. Если сравнть наш ВВП с ВВП Лихтенштейна, то разница будет десятикратная. Я летом посещал эту страну. Изысканное богатство там видится во всем.

Людей интересует не только ВВП, но и реальные деньги, которые они получают за свой труд. Европейский союз считает Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу и Румынию, странами с низким зарплатами. К тому же, в этих странах, по сравнению с другими странами Европейского союза, зарплаты наиболее неравномерно распределены.

Это означает, что при различных условиях пост-коммунистические государства завершили переход к капиталистическому строю с сильной социальной поляризацией. Это означает, что пережив экономический подъем, не все социальные слои смогли стать богатыми. Сравнивая нас с такими странами как Болгария, Чехия и Словения, мы увидим, что по доходам у них гораздо больше равенства чем у нас.

Но что влияет на размер доходов людей? Образование является одним из наиболее важных факторов. Более низкие уровни образования, приводят к снижению доходов. Этот принцип распространяется на все страны Европейского союза. Не имеющие среднего образования получают две трети от дохода имеющих хотя бы  среднее образование.

От доходов зависит и здоровье человека. Доход жалующихся на здоровье на 35% меньше тех, кто утверждает, что его здоровье в порядке.

Конечно же, на достаток влияет и безработица. Но важным фактором является и замужество. Разведенные или вдовы получают доход, который составляет менее 20% от дохода замужних женщин. Так что, люди – держитесь вместе. Это весьма эффективный способ жить лучше!

Доход зависит и от места жительства. Но я сейчас говорю о внутригосударственном месте жительства. Жизнь в глубинке автоматически означает низкий доход. В старых странах Европейского союза, однако, место жительства не влияет на уровень доходов и люди, проживающие в деревне и в больших городах получают примерно одинаково. Интересно, когда достигнем этого в Эстонии.

В Европейском союзе самый маленький доход у людей 18-24 лет. А самый высокий у людей 50-64 лет. В эстонии в этом возрасте от работников уже избавляются, так как они становятся слишком старыми.

Больше всего в новых странах ЕС получают в возрасте 25-34 лет. После этого возраста доход постепенно снижается. Такая тенденция характерна для переходной экономики, где только до определенного возраста людям открываются новые возможности для самореализации.

У молодых людей сейчас действительно есть много  возможностей, но для стариков лавка закрыта. Старым сейчас предлагают эвтаназию, так как они, видите ли, стали обузой для молодых и богатых.

Было бы интересно узнать, как сегодняшние 25-35-летние люди с высоким уровнем дохода будут жить позже.

К сожалению, сейчас очень трудно прогнозировать, потому что наша жизнь зависит от слишком многих эстонских политиков.

Избирателям остается найти хорошо образованных и честных людей, а не партийных работников.

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт