«Русский центр» vs «русские центристы»
В Эстонии любая политическая сила, надеющаяся разжиться русскими
голосами, вынуждена считаться с тем фактом, что упомянутые голоса давно
русскими пожертвованы Центристской партии Эстонии (далее - ЦП). В 1993
г. остаток Народного фронта,незадолго до того преобразовавшийся в
Центристскую партию, получил в Таллине только 9 мест, а списки Русского
Демократического Движения и Ревель, соответственно 17 и 10!
Относительные успехи Русского Демократического Движения,
Представительной Ассамблеи и Объединенной Народной партии, в отсутствие
единой системы ранжирования лидеров, вскоре спровоцировали внутренние
интриги и падение авторитета русских партий(О процессах в русской
политике этого времени читайте напр. интервью Н. Юганцова Д. Кленскому в «Эстонии» 17.07.99)
Данных приведенных выше вполне достаточно для того, чтобы составить два примитивных уравнения: (1) «Русские» голоса обеспечивают половину мест в Горсобрании Таллина; (2) Русским политикам (тем кто не боится зваться этим громким словом) придется голоса русских избирателей ОТВОЕВЫВАТЬ у центристов. В этом сезоне топор войны вроде бы отрыл Кленский, но как-то не до конца - дать бой центристам он не решился - повелся на поводу у избирателей и пытается "пиариться" на близости своей программы программе центристской.
Все нужные программы у ИС «Список Кленского – Русский центр» есть (см. ее на www.slavia.ee). Есть даже удивительно благосклонное отношение СМИ, в том числе эстонских. Но программой интересуются единицы - большинство теряет к теме интерес, как только узнает, что тут "докопаться" не удастся. Но два вопроса действительно являются "архиважными" (с) в работе по привлечению голосов вчерашних "центристофилов":
1) Разве центристы, в руках которых находится реальная власть, не могут решить «русский вопрос»?;
2) Не пропадет ли голос, отданный за ИС «Список Кленского – Русский Центр», если этот ИС не наберет 5% голосов?
Короткие варианты ответов таковы:
1) Потому, что центристы никогда не собирались, не собираются и не могут решить этот самый «русский вопрос»;
2) Голоса, отданные за списки, не прошедшие избирательные барьер, не пропадают, а перераспределяются между «победителями», среди которых главными «выгодоприобретателями» являются именно центристы.
Далее те же вопросы рассматриваются более подробно.
О «мусорном ящике» для голосов, отданных не центристам
Центристы убеждая избирателей (исключительно русских – на эстонцев эта демагогия не действует) утверждают априори, что русские партии 5% барьера не пройдут, а отданные за них голоса пропадут, объективно усилив позиции Ансипа и Ко. Сами центристы прекрасно знают, голоса отданные за не прошедшие 5% избирательный барьер списки, не пропадают, перераспределяются среди "победителей". Система пересчета голосов такова, что на практике в выигрыше оказывается Центристская партия. Была в 2002 и 2005 г. (см. www.vvk.ee), и нет оснований полагать, что в этом году будет по иному.
В 2002 г. центристы, набравшие только 38.5% голосов, после пересчета получили более половины мандатов – 32 из 63. В 2005 г. в закон о выборах местных самоуправлений (см. http://blog.slavia.ee/ruscenter/закон/) были внесены «антицентристские» поправки. Они начали действовать до выборов - с 18.09.2005. Но эффект их был незначительным - центристы получили те же 32 места из 63. Правд набрать им пришлось не 38.5%, а 41.1% голосов. Добавка в в 9.6% вполне перекрыла 2.9% голосов «пропавших» по вине «Гражданской инициативы» и 1.8%, «профуканных» «Списком Кленского».
В конце концов, "пока жив Сависаар" (дай ему бог здоровья) центристы непобедимы. То, что они представляют как поражение это потеря монополии на власть в городе, не более того. На этот случай у них, наверняка, уже просчитаны варианты коалиций с различными соперниками - правыми партиями, которыми те же центристы пугают русских, направляя их в центристский "загон".
О миссии Центристской партии
Центристы любят абстрактно порассуждать о решении «русского вопроса», но никогда не уточняют, как они его собираются решать. Судить можно лишь по отсутствию дел в этом направлении, да по отдельным оговоркам, вроде той, что сделал этим летом Генеральный секретарь ЦП Прийтом Тообал, вполне внятно заявивший, что миссия центристов не допускать русских к власти.
В новейшей истории русские не оспаривали права эстонцев на национальное государство. По наивности своей, они полагали, что произойдет некая "инверсия", по результатам которой они станут "европейским" национальным меньшинством. Но эстонское национальное государство не стало «полноразмерным», сочетающим политические преференции для титульной нации с позитивной дискриминацией для национальных меньшинств. Эта сторона национального государства была ампутирована - в первую очередь стараниями идеологов эстонской национальной идеи - М. Лауристин и покойного Л. Мери. Без их поддержки не могли состояться ни Сависаар, ни Лаар, ни Ансип. Они тоже начинали как "политические бройлеры".
Не имеющее законодательной защиты меньшинство является объектом форсированной ассимиляции (сам процесс объективен). Исключение возможных эксцессов является задачей ЦП. В метафорическом смысле Центристская партия играет роль «доброго следователя». В критические дни эта функция визуализируется. Пример - противостояние ЦП национал-радикалам в апреле 2007 г. Тогда конечная цель не обсуждалась, центристы лишь брались перенести памятник «Воину-Освободителю» на то же кладбище, но «без пыли и шума».
По принципиальным вопросам центристы солидаризуются с национал-радикалами. Возьмите задачу поэтапного перевода русских школ на эстонский язык обучений. Разговоры о том, что "таков закон" лукавы: «По закону об образовании даже в условиях добровольно-принудительной реформы русскоязычной гимназии в них можно переводить обучение на любой язык, хоть китайский. Для этого нужно всего лишь большинство при принятии соответствующего решения родителями гимназии или школы и их попечительского совета, а также согласия местного самоуправления – городского или волостного собрания. Необходимо еще и разрешение правительства, что само по себе смешно. Но создание прецедента хотя бы на столичном уровне помогло бы озвучить проблему в СМИ, в том числе за рубежом» (Кленский, ДзД 24.09.2009).
Ладно, в предвыборном году в Таллине русские школы не закрывались. Но где гарантия в том, что отставание не будет скорректировано в следующем? Уже можно предвидеть, что новые шаги к (принудительной) эстонизации школ будут осуществляться под прикрытием проектов разделения основной школы и гимназии, обоснованных, как "антикризисные меры". И кто же будет этот процесс тормозить в Горсобрании? Центристы??
"Забота" проявляется во второстепенных областях или там, где не проявить ее просто невозможно. Например, при наличии подписанного международного договора или конвенции. Как может, к примеру, ребенок, житель Эстонии в четвертом поколении оставаться без гражданства? Из этой малой корректировки большой несправедливости центристы делают себепиар - педалируют законопроект об автоматическом присвоении эстонского гражданства при рождении ребёнка в семье «неграждан». А что им остается делать??
Недавно "модным" полем защиты стало изменение системы нарезки избирательных округов в городе. Она объективно дискриминирует жителей русскоязычных районов в пользу малых Пирита и Нымме, заселенных эстонцами. Мало кто помнит, что округа были так нарезаны еще в советские времена, когда в в декабре 1989 г. выбирались местные Советы. И "выгодополучателем" тогда был Народный фронт – предшественник нынешней Центристской партии. Двадцать лет положение устраивало эстонские партии. Перестало ли оно их устраивать сегодня? Понятно почему вопрос центристы лоббируют тогда, когда они в правительственную коалицию не входят, т.е. когда инициатива является заведомо не проходной.
Третьим вариантом «защиты» - откровенная предвыборная демагогия. Правящая в городе партия изображает из себя оппозицию, бросаясь лозунгами типа: «В нашей власти изменить положение дел уже сегодня», «Это страна наших детей. В нашей власти изменить ее к лучшему. Для этого нужна политическая воля – она у нас есть». И ни слова о том, где была эта воля до сих пор?
Требуя дать им мандат на устранение несправедливости центристы прекрасно знают, что ничего устранять они не собираются, ибо не перед выборами выявилось чудовищное социальное расслоение по этническому признаку, и не будет оно в условиях нарастающего кризиса. Разве что, число русских в Таллине безработных было больше 2,5 раза, а стало в три. Даже у русской молодежи, в совершенстве владеющей эстонским языком и имеющей высшее образование, возможности карьерного роста и уровень высшего образования в два раза ниже, чем у эстонцев. На этот счет есть интересное исследование Э. Саар. Язык не кормит!
"Внутеренний изолятор"
ЦП представляется русской общине как мультинациональная партия, в которой русские представлены на равных с эстонцами. Не на равных - партия асимметрична - ни один «русский центрист», даже самый преданный вождю лично, в правление партии не входит. О какой самостоятельной роли русских в партии может идти речь? О том, что «русские центристы» сознают свое бессилие, свидетельствует отсутствие даже символической реакции на упомянутое заявление Тообала. У "русских центристов" иные задачи.
Пропагандистская функция русского представительства в Центристской партии проявляется в период выборов особенно выпукло. В вопросе отстаивания прав русского населения «русские центристы» находятся на откровенно пораженческих позициях. Ее отражает, к примеру, заявление «идеолога русского центризма» В. Вельмана в газетном интервью: «Русские партии, слава Богу, сходят с арены и в парламент не пройдут. Жаль, что Россия потакает настроениям русскоязычных. В Эстонии русский язык никогда не будет вторым государственным. Я, как русский человек, скажу: он у нас лишний..."» (Труд 19.02.2003).
По сути, внутри ЦП создан «внутренний изолятор», в который последовательно кооптируются русские активисты. Те самые вчерашние общинные лидеры, ответственные за развал русской политики и постыдное положение, в котором ныне пребывает русское и русскоязычное население.
«Внешние изоляторы»
«Изоляторы» для «русскоязычных авторитетов» Сависаар создает не только внутри партии, но и вне ее – в виде формально независимых, но подконтрольных ему НКО, представляющих интересы русских и русскоязычных организаций. Среди них важнейшую роль играют организации национальных меньшинств, создаваемые со времен Народного фронта (Форум национальностей, Круглые столы и др.).
Создание организаций национальных меньшинств обслуживают важнейшую для эстонских элит задачу: в них русский этнос редуцируется до статуса «одной из ста» национальностей, населяющих ЭР. Хотя говорится более о поднятии статуса всех меньшинств до русского. Русское меньшинство лишается, таким образом, своего статуса исторического меньшинства, признанного за русскими, немцами и шведами уже в манифесте независимости и в конституции 1920 г. Внутри «форумов национальностей» русские представители оказываются в деликатном положении – они не могу отстаивать своих природных интересов, не вступая в конфликт с остальным соучредителями организации и не вызывая обвинений в русском шовинизме.
Разница в «весовых категориях» меньшинств при их равноправии позволяет власти обеспечивать лояльность «форумов» с помощью совершенно незначительных средств из сумм, сэкономленных на русской культуре. Положение не меняет то обстоятельство, что сами по себе организации национальных меньшинств могут достаточно адекватно оценивать национальную политику государства и, даже, протестовать против отдельных перегибов. Но не более того.
Об центристской рекламе
Признавая достижения городского хозяйства последних лет, не стоит забывать, как быстро росли доходы городского бюджета в это время. Нужно примечать, что открытие демонстрируемых избирателям правители города достижений искусственно подтянуто к выборам. Кажется, открыто все, что только можно. И открыто вперед – вплоть до следующих местных выборов. Состояние же городского бюджета видимо станет объектом общественного интереса вскоре после выборов.
Центристы совершают «подлог» подавая достижения городского хозяйства за достижения партийные. Смешению «касс» способствует активная рассылка отчетов работников Горуправы – кандидатов-центристов непосредственно перед выборами.
Огорчает то, как откровенно, СМИ, особенно городская газета «Столица» и «Первый Балтийский канал», содержащиеся на деньги таллинцев, обслуживают интересы центристов. Доступ к этим СМИ с
легкостью ограничивается для не центристских русских активистов. Сама же реклама, направленная на русских, является образцом пошлости и безвкусицы, она создана как для «недоразвитых». В ней очевидно проявляется отношение к русским избирателям авторов и заказчиков этой рекламы.
Нападая на СК-РЦ центристы говорят о «так называемых русских политических силах», которым «пора избавиться от комплекса неполноценности», прекратить создавать национальные «списки имени себя», обманывать избирателя» и «жаждущим разыграть национальную карту». Оппоненты не могу не знать, что «Список Кленского – Русский центр» не является русской национальной организацией. В него входят и немец, гражданин Германии и Евросоюза, жертва D-терминала Клаус Дорнеманн, эстонец, лидер организации ветеранов войны в Афганистане и локальных войн Карл Пакс, грузинка Юлия Хиникадзе, украинец, журналист Микола Боярчук. Вообще, для СК-РЦ «русский вопрос» не является этническим, но социально-политическим, касающимся не просто притеснений неэстонского населения, привыкшего к своему униженному положению.
Мораль?
Русские избиратели откровенно перестарались, вложив все свои голоса в центристов и "русских центристов" и предав обструкции своих "сукиных сынов". А поколение-то уже сменилось! В ИС "Список Кленского - Русский центр" старых партийцев уже нет! Можно воссоздавать прямое, без посредничества "русских центристов", представительство в Горсобрании.