Краткий обзор
Общее впечатление от программы таково, что она нацелена прежде всего на увеличение количества граждан Эстонии и процента знающих эстонский язык неэстонцев. Высшей целью при этом ставится единомыслие: по сути, добровольный отказ от свободы мнений. При наличии де-факто двух основных общин, эстонской и русской, в программе речь идёт о некоей мультикультурности. Этот приём, как показывает практика, используется для того, чтобы ограничивать культурные права русского меньшинства.
При этом в программе используются общие фразы о демократии и правах человека, но авторы видят проблему только в культурно-языковом различии между титульным этносом и т. н. неэстонцами. Стирание этой грани, т. е. - если называть вещи своими именами - ассимиляция или полуассимиляция, должны привести к такой благой цели, как отсутствие дискриминации по отношению к национальным меньшинствам и их равные возможности во всех сферах. Логика здесь проста: если ты не хочешь быть дискриминированным как национальное меньшинство, то стань национальным большинством. Или кем-то очень на него похожим.
При этом речь идёт не о том, чтобы добиться цели пропагандистскими методами, а о прямом принуждении. Например, в документе задекларировано ежегодное привлечение примерно трёх-пяти новых детских садов и школ к программе языкового погружения. О том, что это должно происходить по желанию родителей, не говорится ничего.
Соответствие Программы Конституции Эстонии и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
В соответствии со ст. 12 Конституции и ст. 14 Конвенции никто не должен быть дискриминируем по языку или национальности. При этом исходя из международных правозащитных актов и решений Госсуда Эстонии равное отношение к неравным есть дискриминация. Так, требовать от русских знания эстонского языка наравне с эстонцами является дискриминацией. Программа же направлена именно на это.
Ст. 37 Конституции предусматривает, что при выборе характера обучения детей решающее слово остается за родителями. Как это соотносится с ежегодным привлечением детских садов и школ к программе языкового погружения?
Согласно ст. 41 Конституции ист. 10 Конвенции каждый вправе сохранять верность своим мнениям и убеждениям. Никого нельзя принуждать изменить их. Программа же нацелена не только на то, чтобы русские в Эстонии знали эстонский язык, но и на их тотальную «криштафовизацию».
И, наконец, ст. 49 Конституции – каждый имеет право сохранить свою национальную принадлежность. При погружении в эстонский язык с детского сада с соответствующей идеологической обработкой, включающей в себя внушения мифа о 50-летней оккупации, трудно сохранить свою национальную идентичность.
Соответствие Программы Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств
В соответствии со ст. 5 Рамочной Конвенции участники обязуются содействовать созданию необходимых условий лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, для сохранения и развития их культуры и сохранения основных элементов их самобытности, а именно: религии, языка, традиций и культурного наследия. Без ущерба для мер, принимаемых в порядке осуществления своей общей политики интеграции, участники воздерживаются от политики или практики, направленной на ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, против их воли, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию.
О каком-то содействии созданию необходимых условий для сохранения и развития культуры национальных меньшинств мы здесьг оворить не можем, так как у Программы диаметрально противоположные цели. Также Программа нарушает установленный Рамочной Конвенцией запрет на насильственную ассимиляцию.
Ч. 2 ст. 14 Рамочной Конвенции предусматривает, что в районах, где традиционно или в значительном количестве проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, при их желании, государство должно стремиться обеспечить им возможность обучаться родному языку или обучаться на этом языке.
Эстонии даже не надо прикладывать усилия для «стремления обеспечения» образования на русском языке в районах, где традиционно проживали русские. Достаточно не разрушать то, что уже есть. Таким образом, и здесь мы можем говорить о нарушении Рамочной Конвенции.
Согласно ст. 15 Рамочной Конвенции участники создают необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, социальной и экономической жизни и в ведении государственных дел, в частности, в вопросах, их касающихся.
Интересно, кто из представителей национальных меньшинств участвовал в создании этой «замечательной»Программы по своей интеграции и кто их на это уполномочил? По крайней мере среди утверждавших эту Программу - а она утверждена распоряжением правительства от 10.04.2008 - их не было. В правительстве представителей национальных меньшинств точно нет.