Получил на днях довольно-таки личное письмо, в котором меня упрекнули за недостаточно уважительное отношение к президенту Т.Х. Ильвесу. Письмо это не характерно для такого рода посланий, написано без ненормативной лексики и личных претензий. Но автор его явно живет вне информационного пространства Эстонии и очень многого не знает. Или забывчив сверх меры. Мое же отношение и к Ильвесу не имеет никакой личной подоплеки, оно строится на базе новостных сюжетов, связанных с президентом. Интересно вспомнить, чем он успел отличиться в еще не закончившемся 2009 году?

 

В январе Ильвес, давая советы Бараку Обаме, назвал Россию «авторитарной и дикой». Как-то не вяжется это у меня с представлением о роли президента в налаживании добросердечных или хотя бы прагматичных отношений с соседями.

В феврале президент назвал прессу Эстонии угнетающей и дал совет — не читать газет. Хорошая мысль для разговора на кухне, но крайне безответственная для первого лица государства.

В марте, обращаясь к парламенту, Ильвес перевалил ответственность за нарастающий кризис на неправильно голосующих избирателей и дал им недвусмысленные советы на грядущие выборы. К лицу ли президенту так откровенно лезть в кухню партийной политики?

Тогда же, в марте, он глубокомысленно сообщил, что «когда по ночам не работает уличное освещение, а выбоины на улицах не ремонтируются, то качество жизни не способствует тому, чтобы люди переезжали в Таллинн из-под пальм Пало-Альто». К чему бы это? Какое там Пало-Альто, когда в стране уже 60 тысяч безработных и число это растет с каждым днем?

Апрель начался с такого: «Президент Т.Х.Ильвес заявил, что государственная власть в период кризиса не должна создавать впечатление, что она не контролирует ситуацию…» Чувствуете разницу между требованием взять ситуацию под контроль и жалкой просьбой бывшего журналиста создать хотя бы видимость борьбы с кризисом?

В том же месяце в интервью австрийской газете Der Standard президент Ильвес подчеркнул, что «самое минимальное требование, которое НАТО мог бы предъявить России, чтобы доверие было восстановлено, — это чтобы она перестала запугивать своих соседей…» Это уже после того, как всему миру стало ясно, что агрессором в грузино — южно-осетинском конфликте была именно Грузия.

Откровения Ильвеса перемежаются волнительными инициативами его супруги, первой леди. В апреле она «выдвинула идею, чтобы через год в стране больше не было бы толстых врачей…» Новость так и называлась — «Эвелин Ильвес против толстых врачей». Потешно было бы увидеть и такую: «Толстые врачи против Эвелин Ильвес»…

Апрель — месяц веселый. Следующую новость («Позор: Ильвес не знает географии Европы») можно привести без комментария: «Президент Т.Х. Ильвес показал себя отнюдь не лучшим знатоком географии. «Дорого рыть туннель через Пиренеи из Италии в Испанию», — отметил Ильвес по сообщению Helsingin Sanomat. Президент прав: туннель из Италии в Испанию — удовольствие дорогое, так как между ними 500 км Франции. Видимо, Ильвес имел в виду строительство туннеля из Франции в Испанию…»

В мае выяснилось, что «несмотря на то, что хутор Эрма принадлежит Т.Х. Ильвесу, предприятие Eesti Energia направило договор и счет на 300 тысяч крон за перестройку элетростанции в президентскую канцелярию» (новость «Личные дела президента решает его канцелярия»).

В июне президент рекламировал латвийское мороженое (в ущерб отечественному): «Крупнейшие производители мороженого в Эстонии Premia и Balbiino отправили президенту Т.Х. Ильвесу большое количество образцов своей продукции, так как он во время своего визита в Вырумаа сказал, что латвийское мороженное намного лучше эстонского…» (новость «Мороженщики обиделись на президента»).

Летом президентская чета отдохнула, чтобы затем дать над собой посмеяться в связи со спортивным костюмом, который первая леди сваяла для Мадонны. Звезда поп-музыки отказалась от встречи с Ильвесами, что подняло активность супруги президента на новый уровень: сначала фирменные пинетки, потом наезд на отечественный шоколад. Затем Эвелин Ильвес обвинила во лжи журналиста, за что ее пожурил Совет прессы Эстонии. Не слишком ли ее много?

В последний день августа Ильвес выразил признание правительству за его провалившуюся экономическую программу: «По мнению премьер-министра Ансипа и министра финансов Ю. Лиги, президент Т.Х. Ильвес, говоря о том, что неприсоединение к еврозоне станет провалом правительства, на самом деле выразил ему свое признание (сначала новость «Ильвес: неприсоединение к евро — провал правительства» затем такая — «Министры: президент выразил признание, говоря о провале»). Слушайте, его мнение что, уже никого не интересует? Любой может толковать слова президента так, как ему вздумается?

Да его уже особо и не слушают. В сентябре Ильвес пожурил эстонцев за низкую работоспособность. Новость забылась сразу, хотя поговорить есть о чем.

Всё это — на фоне хутора Эрма, личной собственности президента, которая обходится налогоплательщикам в миллион крон ежегодно, забыть о чем невозможно. На фоне его знаменитого — «русский язык — язык оккупации». На фоне сепаратистских призывов, обращенных к финно-угорским народам России.

Да — я, мягко выражаясь, недостаточно уважительно отношусь к Т.Х. Ильвесу. Это, на мой взгляд, типичный выдвиженец, со всеми сопутствующими этому статусу минусами. Был бы рад изменить свою точку зрения — если бы кто-нибудь привел хотя бы пять примеров президентской мудрости, способствующих становлению гражданского общества или восстановлению экономики. А пока их нет — не изменится и мое, и тысяч других людей представление о Т.Х. Ильвесе. Президент имеет право не читать газет, мы, к сожалению, от этой вредной привычки отказаться пока не можем.

stalnuhhin.ee

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт