Алексей Лотман уверен, что она, русская интеллигенция, в Эстонии
есть. Но странным образом именно его попытка осмыслить побудительные
мотивы ее якобы бездействия наводит на прямо противоположные мысли.
"Новые Вести" опубликовали выдержки из статьи А. Лотмана (см. Лотман: русский интеллигент не хочет подпевать Путину), и уже первые три строки звучат грубым диссонансом:
«По мнению депутата Рийгикогу Алексея Лотмана, русская
интеллигенция в Эстонии так редко берет слово потому, что боится, что
Россия воспользуется этим в своих интересах...»
Из всех определений интеллигенции в справочной литературе и в сетевых ресурсах чаще всего используется такое: интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание) - особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению.
Этого определения, разумеется, недостаточно. И лично мне глубоко симпатичны признаки интеллигенции, конкретизирующие это понятие, сформулированные академиком Виталием Тепикиным. Среди них хотелось бы выделить следующие критерии:
-
передовые для своего времени нравственные идеалы;
-
независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
-
критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
-
верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях.
Академик Тепикин, формулируя эти признаки интеллигенции, несомненно, сверял их соответствие действительности по Сахарову и Лихачеву, Капице и Астафьеву - всех не перечислишь, их тысячи, несомненных представителей русской интеллигенции. Возникает вопрос: если вышесказанное верно и интеллигент - это человек передовых взглядов, стремящийся к свободе самовыражения и осуждающий несправедливость в самых трудных условиях, - то о ком пишет Лотман? Кто эта ассимилированная трусливо-лояльная группа, о которой Лотман, используя прямо-таки ленинские обороты речи, говорит:
«Значительная часть русской интеллигенции Эстонии живет в Тарту или Таллинне. В Тарту степень их интегрированности особенно высока, а связи с Вирумааскими промышленными рабочими относительно абстрактны...»
И добавляет:
«Но я полагаю, что большинство русских интеллигентов не хотят становиться антиэстонским инструментом российской политики. К сожалению, мы находимся в ситуации, когда, говоря о проблемах русских в Эстонии, мы объективно оказываемся в неудобной роли подпевал Путина...»
То есть: проблемы у русских в Эстонии есть, но Лотман оправдывает молчание местной «русской интеллигенции» - и, надо полагать, свое в том числе - неудобством говорить правду. Какая удобная позиция: вещать от лица интеллигенции, оправдывая при этом абсолютно ей не свойственные трусость и соглашательство. Повторюсь: так от чьего же имени говорит А. Лотман?
Здесь уместно обратиться к еще одному безусловному авторитету, к А.И. Солженицыну и его статье «Образованщина»:
«Насколько чудовищно мнилось до революции назвать интеллигентом священника, настолько естественно теперь зовётся интеллигентом партийный агитатор и политрук. Так, никогда не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск. Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас «интеллигенцией», называть образованщиной...»
Это и есть ответ. В Эстонии, несомненно, есть русская интеллигенция - в просвещении и культуре, в бизнесе и журналистике. Есть и при любых условиях будут люди, говорящие правду - нравится это власть имущим или нет. Но есть и такие, как депутат парламента Лотман - образованцы по определению Солженицына. Им уготована роль марионеток в местном политическом балагане - деревянных кукол, весь смысл дерганий которых состоит в оправдании извращения понятия «русский интеллигент». Эстонскому истэблишменту нужны послушные типа интеллигенты, своим молчанием оправдывающие любые проявления антидемократизма. Может, кто-то и вправду поверит, что это и есть русская интеллигенция.