Политическая  ситуация в Эстонии после нынешних муниципальных выборов удивительно  напоминает 2005 год.

В том году победу на муниципальных выборах в столице и в Нарве одержали центристы, что в следующем – 2006 году привело к усилению националистической реакции, избрании своего (проамериканского) президента, а весной 2007 года к внушительной победе реформистов на парламентских выборах. Далее случились известные «бронзовые беспорядки».

В том не так уж и далеком от нас 2005 году Димитрий Кленский, оправдываясь перед избирателями, разоблачал лидера центристов Эдгара Сависаара:

 

«На прошедших недавно  выборах избиратели-неэстонцы  отдали предпочтение центристам. <…> Мы недооценили то, насколько  сильно парализована воля людей, в силу чего они вынуждены ради куска хлеба и объедков с барского стола, ради жалкой "сависааровской" семисоткроновой пенсии голосовать за тех, кто банально использует их. <…> Почему, спрашивается, эстонские бизнес- и политэлита смирились с победой центристов, хотя состоявшиеся выборы свидетельствуют о глубоком кризисе демократии? Они поняли, что ненавидимый ими Эдгар Сависаар — лучшее лекарство от бунта и открытого недовольства доведенных до отчаяния русских», и т.д. («Список Кленского признает поражение и дезавуирует центристов», 21.10.2005.)

 

Отношение Димитрия Кленского к Эдгару Сависаару  не изменилось. Если в 2005 году он обвинял  лидера центристов в эстонском национализме, то и в 2009 году он попрекает его  тем же:

 

«На самом деле лидер центристов — националист номер один. Прагматичный и умный, он использует потомков "оккупантов и колонистов" ради построения процветающего национального государства. На фоне Сависаара национал-радикалы — это атавизм многовекового прошлого Эстонии и представляют собой смесь пошлости и провинциализма». («Конец мифа о пятой колонне», 29.10.2009.)

 

В 2005 году Димитрий Кленский упрекал Сависаара в  том, что в области социальной политики, Центристская партия – зло, хотя и меньшее, чем другие эстонские партии:

 

«Однако и политика центристов не гарантирует стабильности и не ведет к реальному равноправию, к выравниванию социально-экономического положения русских в сравнении даже с бедными эстонцами». (ibid.)

 

В 2009 году риторика не изменилась. Кленский все так же упрекает центристов в том, что с помощью манипуляций русскоязычного избирателя заставили верить в то, что партии, призывающие к переходу на евро, это и есть для него настоящее зло:

 

«С помощью центристов на местных выборах русского жителя убедили не понять умом, а почувствовать сердцем, что сегодня главная угроза для него — не попрание национальной и гражданской чести и достоинства, а физическое выживание». (ibid.)

 

Получается забавная картина. Предвыборная кампания Klenski Nimekiri и в 2005 и в 2009 годах строится преимущественно на антицентристской риторике. Когда же становится понятно, что «русские» голоса неизбежно уходят к центристам, следует заявление с выражением готовности сотрудничать в Таллиннском городском собрании именно с центристами После проигранных выборов следуют заявления, дезавуирующие центристов как победителей. 

 

Основная причина  такой «загогулины» в том, что  выигрывающие муниципальные выборы центристы в Таллиннском городском  собрании неизбежно оказываются  в политической изоляции, поскольку никто не рассматривает их в качестве партнера по коалиции. Попытку вскочить в уходящий поезд предпринимает только ведомый Димитрием Кленским список его же имени. После неудачной попытки вслед последнему вагону сыплются бессильные проклятия.

 

Однако Кленский и его список жил, жив и будет жить еще долго, потому что своей политической несостоятельностью он выгодно оттеняет Центристскую партию перед неэстонским избирателем. На фоне Кленского центристы не только меньшее зло, но и реальная политическая сила, у которой в отличие от Klenski Nimekiri есть 700 крон для каждого городского пенсионера.

 

Klenski Nimekiri как единственное «нечто», представляющее неэстонское население, это организация вне критики. Каждый, кто начинает критиковать «список» немедленно получает ярлык «предатель», «провокатор» или «центристский прихвостень». Старинная русская забава под названием «разводилово» действует безотказно – весь пар предводителя списка уходит не на борьбу с центристами, а на «прихвостней», и тут держись – ради красного словца не пожалеют никого!

 

У Кленского  нет и не может быть никакой  политической и экономической поддержки в России. Наивно думать, что Димитрию Кирилловичу можно что-то там заказать, соблазнив деньгами или подольстившись похвалой. В отличие от анально неустойчивых «русских», «конституционных» или «левых» партийцев он вполне самодостаточен, чтобы продаваться за деньги или за моральную поддержку. Однако запоздалая поддержка все же приходит из России после каждой неудачи на выборах. 

 

Возьмем для  примера главного редактора журнала  «Балтийский мир» Дмитрия Кондрашова. Раз за разом он демонстрирует  нам потрясающую «осведомленность» в местной проблематике. Вот и теперь, анализируя итоги муниципальных выборов в Эстонии, Кондрашов выступает как alter ego Кленского:

 

«Если внимательно посмотреть на итоги выборов, то их главным результатом стали не изменения, а наоборот, консервация этнократической, политической системы страны. <…> Центристская партия, по сути, одержала пиррову победу и теперь ищет варианты, как избавиться от бремени этого триумфа. <…> Центристов испугало то, что их победа случилась исключительно за счет русских голосов, и сейчас они ищут пути вновь легитимизироваться в этнократию. <…> получив единоличную власть в эстонской столице, лидер центристов Эдгар Саввисар презрел волю избирателей и пригласил в соправители «спасителя отечества от русских бунтовщиков», лидера социал-демократов Юри Пихля». (см. перепечатку интервью с Кондрашовым в «Российских вестях» на портале «Балтия».)

 

Поскольку, по мнению корреспондента «Российских вестей», политическая ситуация в Эстонии напоминает «национальный болотный заповедник», то в нем желательно передвигаться в компании компетентного гида. Гид Кондрашов поясняет, какого такого Пихля он имеет в виду:

 

«Того самого Пихля, который, будучи министром  внутренних дел, лично  руководил полицией, зверски избивавшей на улицах Таллина  русских детей, выражавших протест по поводу демонтажа мемориального  комплекса на Тынисмяги (многочисленные кадры садистского избиения полицейскими несовершеннолетних сохранились в Интернете). <…> Я хотел бы особо отметить, что Пихль стал лидером социал-демократической партии Эстонии именно в результате апрельских зверств». (ibid.)

 

Конструкция текста такова, что в памяти читателя неизбежно останутся не полицейские-садисты, среди которых было много неэстонцев, а мрачный злодей Пихль, избивающий русских детей резиновой дубиной. Избиение демонстрантов полицией в объединенной Европе явление заурядное. Николя Саркози, «зверски» расправившегося со студентами, по ликвидации гражданского бунта даже избрали президентом Французской Республики. Пихль, конечно, Пихль, но даже с учетом этого нельзя вешать на него всех «бронзовых собак». Однако, что не позволено в полном объеме Димитрию Кленскому доступно его alter ego Дмитрию Кондрашову.

 

В интервью Кондрашова затронут любопытный аспект партнерских  отношений Центристской партии с  партией Единая России:

 

«Неоправданный с точки зрения здравого смысла альянс с социал-демократами позволит эстонским центристам не только избежать отдачи долгов русскому избирателю, но и отречься от тех авансов, которые перед выборами раздавали центристы в Москве». (ibid.)

 

С этого момента  хотелось бы поподробнее, но подробностей у Кондрашова нет, и, видимо, долго не будет. Понятно, что это не Москва заигрывает с Сависааром, а Сависаар пытается заигрывать с Москвой, поэтому про его «авансы» хотелось бы узнать поподробнее. Пересказанная Кондрашовым история про то, что лидер центристов говорил или не говорил в Москве касательно пересмотра истории Второй мировой войны, на «аванс» не тянет.

 

Любопытно наблюдать, как лихо alter ego Кленского переводит стрелки с центристов (сильное звено) на социал-демократов (звено слабое). Авансы в Москве раздают центристы, а в Таллинне, оказывается, рулят их друзья национал-социалисты под вывеской социал-демократии:

 

«Не стоит удивляться, что эстонские  социал-демократы  разделяют убеждения, в нормальном измерении  присущие национал-социалистам <…> они есть и будут  радикальной, крайне шовинистической, проамериканской партией». (ibid.)

 

Можно и далее цитировать Кондрашова, но гораздо интереснее понять, как долго продлится его фиксация на риторике Klenski Nimekiri и на личности самого Кленского – до конца года или чуть дольше? Вообще любопытно наблюдать, как зеркальное отражение в России пытается влиять на поведение оригинала в Таллинне, натравливая его на местных социал-демократов. 

 

Интервью главного редактора «Балтийского мира» только не первый взгляд может показаться бредовым, как и уподобление самого Кондрашова alter еgo Димитрия Кленского. Содержание интервью глубже, чем его нарочито неряшливое оформление. Уже одно то, что перевод стрелок в вопросе о дискриминации неэстонского населения с центристов, реформистов и традиционных национал-радикалов из IRL на социал-демократов, выгоден, в первую очередь именно центристам наводит на мысль о попытке манипулирования русским общественным сознанием. За спиной Кленского встал Кондрашов, а кто стоит за спиной самого Кондрашова? Кто ловит рыбку в воде, замутненной Кондрашовым?

 

Я далек от мысли  о том, что за спиной Кондрашова стоит официальная Россия или российские спецслужбы. Уши, которые торчат из его интервью, растут слишком близко к центру.

baltija.eu

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт