"Зарубежные соотечественники должны иметь паспорт России", — убежден депутат Госдумы РФ Константин Затулин. На недавно прошедшем в Москве III Всемирном конгрессе соотечественников бросилось в глаза серьезное противоречие между российским МИДом и целым рядом российских политиков и общественных деятелей. Последние считают, что России необходимо реально помогать своим зарубежным диаспорам, наделять их правами российских граждан, а затем опираться на них в своей политике. Так, как это делают Британия и Франция в отношении граждан своих бывших колоний и Польша, которая по крупицам собирает по миру поляков, наделяя их правами и льготами.

Директор института стран СНГ, первый зампред Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин принадлежит как раз к этой категории. Под занавес Всемирного конгресса он вызвал на себя гнев замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина, заявив с трибуны, что зарубежным соотечественникам нужно как можно скорее предоставить соответствующее удостоверение и право получать российское гражданство в упрощенном порядке. Пока же они являются для России иностранцами, что в корне неверно.

— Константин Федорович, почему закон о соотечественниках уже 10 лет лежит под сукном и само понятие "соотечественник" до сих пор не определено?

— В основе лежит очень простое объяснение. МИД коробит мысль от того, что, как они себе нафантазировали, за удостоверением соотечественника у посольств и консульств РФ сразу же выстроятся миллионные очереди, которые заставят сотрудников этих учреждений с утра до ночи работать. Хотя я лично считаю, что в некоторых странах им не грех иногда и поработать… Плюс в ходу ошибочное мнение, что это ляжет тяжким бременем на российский бюджет, хотя совершенно очевидно, что никаких расходов из бюджета это за собой не влечет.

На днях я внес в Госдуму поправки к закону о соотечественниках, которые предусматривают наделение зарубежных россиян некоторым набором отнюдь не затратных и не имущественных прав. Речь идет о восстановлении статьи об упрощенном порядке получения гражданства РФ, о временном проживании в России без квот, которые у нас существуют для иностранных граждан, о бесплатной многократной визе для соотечественников, проживающих в странах с визовым режимом. Речь идет о бесплатном доступе в наши музеи и архивы, а также о возможности работать и учиться в России. Наконец, если соотечественник выражает свою последнюю волю быть похороненным на своей родине, мы должны давать ему и такое право. Но для этого надо обладать как минимум удостоверением соотечественника — его нужно выдавать как можно скорее.

— Президент Медведев в своей речи пообещал, что такое удостоверение будут выдавать общественные организации в странах проживания…

— Заранее могу сказать, что ни одно государство, в том числе российское, не предоставит обладателю такого свидетельства никаких льгот. Даже невозможно представить, чтобы общественные организации вместо России наделяли кого–то правами и льготами. Поэтому удостоверение такого рода не может не быть государственным.

В первоначальном проекте МИД вообще хотел убрать всякое упоминание о свидетельстве, но за два года ристаний по этому поводу удалось доказать, что как–то стыдно перед другими, ведь есть страны, которые все это делают и даже больше — та же Польша, Венгрия, не говоря уже о Британии и Франции. "Карта поляка", например, предусматривает целый ряд льгот действительно затратных — вроде скидок на передвижение по железной дороге внутри Польши.

Но у нас схитрили: чтобы уйти от работы и сэкономить, они решили сделать запись о том, что свидетельства должны выдаваться общественными организациями. На мой взгляд, это хуже, чем отсутствие удостоверения вообще. Никаких преимуществ оно не даст, только скомпрометирует идею, а завтра, когда наконец встанет вопрос о правах соотечественников, скажут: а мы тут навыдавали уже… Так создается конфликт на перспективу.

— Казалось бы, Россия должна быть заинтересована в сильной диаспоре стран проживания. Разве ей не нужны миллионы горячих сторонников, которые могли бы делиться своим интеллектом, финансами, технологиями, готовые создавать в России бизнес, производства, двигать науку? А то ведь на Запад едут…

— Это похоже на позицию: "Мы всех вас любим, но помогать не собираемся". Конечно, Россия должна быть заинтересована в сильной диаспоре, но у нее еще нет надлежащего опыта — она обретает его очень медленно. И очень сильна бюрократия. Сегодня сверху настойчиво говорят, что надо это все понимать. Теперь модны конгрессы, конференции, модно клясться именем соотечественников и особенно выступать здесь из России в поддержку соотечественников. Раз в три года пригласить уважаемых людей на конгресс, часть из них наградить, создать хорошее настроение — то есть потратить относительно небольшие средства в рамках программы поддержки соотечественников и думать, что этим все проблемы решаются… Конечно, это тоже нужно, но это значительно легче, чем что–то реально сделать.

Приглашенные в Москву соотечественники, которым оплатили хорошие гостиницы и проезд, из чувства благодарности готовы проголосовать за все.

Но вы или уважаете их и создаете себе полноценных партнеров в лице диаспоры, или, погладив по головке, пытаетесь ими манипулировать, при этом не принимая никаких решений.

Скажите, почему ни одна из секций конгресса не проанализировала положение русских на Украине и не приняла соответствующего заявления? Почему ни одна из секций не подняла вопрос о положении неграждан в Латвии и Эстонии? Разве эта проблема уже снята? Да, мы много об этом говорим, но надо и что–то делать!

Одно время у нас в верхах господствовала определенная идеология, связанная с одним из советников Путина, которого сейчас переместили. Он считал: все, кто надо, к нам уже приехали и теперь следует поставить барьер гражданству — для людей, которые хотят воспользоваться нашими льготами–пенсиями. Не убей мы в свое время институт двойного гражданства, Абхазия и Южная Осетия стали бы на 90% российскими. Половина Украины ходила бы с российскими паспортами! Но мы же чего требуем? Чтобы они вышли из своего гражданства, и только тогда готовы им давать свое гражданство.

— Многие страны не расположены к двойному гражданству…

— Это понятно. Но Россия не должна требовать от своей зарубежной диаспоры выхода из гражданства стран проживания. Этим людям надо давать второй — российский — паспорт! Законы Украины, Латвии против этого? Хорошо. А мы что, должны соблюдать их законы? Мы имеем право принимать свои законы! Почитайте труд Кучмы "Украина не Россия", он там целую главу посвятил тому, что двойное гражданство смертельно для Украины. Он понимает что говорит. А мы почему не понимаем?

— Как вы относитесь к идее создания в России отдельного министерства по делам соотечественников, о которой много говорится в кулуарах конгресса?

— Эту идею я высказываю уже 10 лет. При всем уважении к дипломатам я понимаю, что их постоянно раздирает конфликт интересов. С одной стороны, они в стране назначения должны поддерживать нормальные отношения с властями — строить межгосударственные отношения с Америкой, Китаем, Латвией, а с другой — защищать там права своих людей. Эти задачи противоречат друг другу. Были такие послы, которые по прибытии в чужую страну бросались на поддержку соотечественников — и через некоторое время им создавали проблемы, их компрометировали в глазах руководства. И в конце концов им приходилось уезжать. МИД занимается и соотечественниками, но по остаточному принципу. А министерство по делам содружества могло бы работать с ними вплотную, сотрудничая с МИДом, но оставаясь самостоятельным и проводя линию государства без внутреннего конфликта.

Рига — Москва — Рига.

"Вести Сегодня+" № 43.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт