Социолог Дмитрий Михайлов, один из
инициаторов и авторов ныне действующего Закона о культурной автономии
национальных меньшинств, считает, что серьезное обсуждение вопроса об
инициации Русской культурной автономии (РКА) должно стать пробным
камнем настоящей политической дискуссии между эстонцами и русскими, о
которой так много говорится в последнее время.
Михайлов сказал порталу Delfi, что до сих пор этот закон, регулирующий создание этнокультурного самоуправления, походил на глубинную мину, которая периодически всплывает, но которую все тщательно старались обходить. Сейчас, когда провал политики интеграции стал всем очевиден, с закона о культурной автономии надо снять ореол сепаратизма, считает социолог.
На вопрос о том, в чем же польза этого закона для местных русских, Михайлов ответил, что это, прежде всего, возможность наживать свой опыт самоуправления, которого так не хватает раздробленной русской общине. "Это необходимое для общины практическое упражнение, если угодно. А в каких областях оно окажется успешным, а в каких нет, это даже не так важно. Хотя с самого начала было очевидно, что основной областью культурной самоорганизации должно стать образование. Вопрос о русской школе и родительских комитетах — это главная проблема", — отметил Михайлов.
"Попытки задействовать Закон о культурной автономии провоцируют дифференцированное политическое развитие русской общины, а этого-то нам и не хватает, — сказал Михайлов. — Страхи эстонцев беспочвенны. У них есть теперь возможность не упустить шанс диалога!"
Как сказал социолог, эстонцы выражают сомнение, что местных русских слишком много для эффективного задействования культурной автономии, но они забывают, что сам же закон существенно сужает этот круг, ибо полноправными членами КА могут стать только граждане Эстонской Республики. Это не 350 тысяч, а уже 120 тысяч, то есть возможность успешной самоорганизации возрастает. "Нет худа без добра", — комментирует социолог.
Для русских тут есть возможность смягчить дискриминацию — это, по словам социолога, означает, что списочной единицей должна стать семья, т.е. русские семьи, где есть гражданин Эстонии. "И это социологически верно: этно-культурная автономия объединяет общину через семью. Иными словами, каждый формальный член КА представляет не только самого себя, но и своих близких-неграждан или граждан России", — сказал Дмитрий Михайлов.
Михайлов при этом выразился категорически против использования культурной автономии в прямых политических целях, например, для создания партии.