Михаил ПЕТРОВ. Фото: Александр Хмыров

Попытки превратить Северо-западную армию в тотем для местных русских обречены на провал. Из трагедий выходят скверные тотемы, если вообще выходят. Поиски эстонского тотема в освободительной борьбе народа постоянно натыкаются то на Юрьевский мирный договор, то на службу в WaffenSS. Однако намутить искатели истины успели преизрядно.

Сui prodest?

«Кому выгодно?» — классический вопрос римского правосудия был вынесен мной в подзаголовок статьи «Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу» (http://rus.delfi.ee/projects/opinion/article.php?i d=15119527), написанной еще в феврале 2007 года, накануне «бронзовых событий». Помнится, тогда меня яростно критиковал знаток «эстонской истории» Харри Лесмент. Он обвинял меня в передергивании и вымыслах, когда речь в моих статьях заходила о реальной цене эстонской независимости. Теперь в том же самом, но из противоположного окопчика упрекает меня Александр Семенов (статья "И нашим и вашим, и поём и пляшем" на сайте baltija.eu - прим. ред.). «Критик» упрекает меня в том, что мои «писания фальшивы и двуязычны» –  м.б. двусмысленны?

 

Репродукция с открытки начала ХХ века, воспроизводящей картину художника Николая Ге «Что есть истина?

Что ж, с удовольствием «передерну» еще раз лично для «критика». Но, прежде всего, о ссылках. Господа критики, не надо путать публицистику с рефератами на историческую тему, о тексте нужно судить по законам жанра.

Понятно, что разговор Л.Б.Красина по прямому проводу с Г.В.Чичериным дает «критикам» повод для упражнений в остроумии. Однако если оппоненты хотят ссылок, то для удовлетворения их претензий на наукообразие они есть у меня в достаточном количестве.

Г.В.Чичерин 12 января 1920 года в записке в Политбюро ЦК РКП (б) по вопросу о мирных переговорах в Юрьеве докладывает:

«Переговоры с эстонцами подошли к решительному моменту, когда нужно установить наши последние уступки. Речь идет об определении "цены за мир" с Эстонией. Наша делегация согласилась на цифре в 12 млн. руб. золотом. Эстонцы настаивают на 48 млн. золотом, причем эту цифру готовы свести к 15 млн., если мы согласимся дать им для ремонта подвижной состав (300 паровозов, 200 пассаж. вагонов, 6000 тов. ваг. (…) Цифры 12 млн. и 48 млн. получились в результате продолжительных расчетов и претензий. (…) О том, что им надо выторговать возможно больше, наша делегация знает, речь идет о том, чтобы установить, есть ли среди требований эстонцев такие, которые были бы настолько неприемлемы, чтобы из-за них возобновлять войну». (АВП РФ, ф.04, оп.47, п.287, д.54167, л.70-70 (об.)

13 января Чичерин информирует А.А.Иоффе о постановлении Политбюро ЦК РКП (б):

«Дойти до 15 миллионов (рублей), но ни в коем случае не отдавать ни подвижного состава, ни пароходов. По тому положению, какое займут эстонцы, будет видно, действительно ли они хотят мира. (…) Если эстонцы будут настаивать на ни с чем не сообразных требованиях в смысле тех подарков, которые они хотят от нас получить, то является мысль, не стоят ли за этим какие-нибудь подстрекатели, для которых эстонцы являются лишь игрушкой в их собственной игре». (ДВП, т.II,с.323-324)

Следующий документ — отчет НКИД РФ Съезду Советов:

«Вопрос о независимости Эстонии не представлял никаких затруднений, но борьба из-за ее границ продолжалась до конца декабря. Мы сначала требовали себе пограничную полосу в пределах бывшей Эстляндской губернии для прикрытия доступов к Петрограду и Пскову. Сама Эстония не представляла для нас военной опасности, но она как раз перед тем служила плацдармом для посылаемых против нас Антантой контрреволюционных армий. Эстонцы же, исходя исключительно из соображений военной безопасности своего государства, требовали себе наши пограничные местности до Ямбурга и до Пскова.(…) Обе делегации выдвигали также этнографические доводы, доходя до IX века, причем эстонцы стремились считать своими те славянские племена, которые подвергались иностранному завоеванию. (…)

Для покрытия других претензий Эстонии мы согласились довести сумму до 10 миллионов. Наконец мы заявили, что наша последняя уступка есть 12 миллионов. Эстонцы же требовали себе 88 миллионов рублей золотом, включая участие в золотом фонде и стоимость следуемого им, по их мнению, подвижного состава, требуя, кроме того, удовлетворения целого ряда других претензий». (ДВП, т.II, с.672-673)

И, наконец,  вызвавшая столько насмешек запись доклада Л.Б.Красина по прямому проводу Г.В.Чичерину от 12 декабря1919 года:

«Переговоры достигли стадии, когда необходимо окончательное решение. Центральным пунктом для эстонцев является вопрос о границах, для нас — гарантии разоружения армии Юденича. (…) Мы, со своей стороны, указали, что вынуждены настаивать на нашем предложении границы, и чтобы эстонцы, наконец, дали определенный ответ по вопросу о разоружении и гарантиях против Юденича. (…) По закрытии заседания Поска заявил, что гарантии они готовы дать, но опасаются их формулировать до решения вопроса о границе.(…) Наше мнение склоняется к тому, чтобы в вопросе о границе пойти на уступку, но при непременном условии обеспечения гарантий». (АВП РФ, ф.04, оп.47, п.287, д.54164, л.80-81.)

В той же статье я писал отом, что эстонская сторона получила 15 миллионов рублей золотом, огромные территориальные уступки, лесные концессии и прочие блага, не потому что представляла для российских большевиков военную опасность, но «под гарантии против Юденича». Однако сформулированных эстонской стороной гарантий против Юденича в тексте мирного договора нет. Из этого можно сделать вывод, что относительно судьбы Северо-западной армии существовала специальная договоренность, оформленная в виде секретного дополнительного протокола. Судьба этой армии была определена печальная: лесоповал и торфоразработки (вариант каторжных работ), тифозные бараки и братские могилы. И в этом меня еще разубеждает трагическая судьба русских солдат и офицеров, оставшихся после окончания гражданской войны в Крыму. Как-то не верится в то, что для тех, кто остался в Эстонии, было сделано приятное исключение.

Скажу больше. Российская дипломатическая переписка в расширенном варианте была опубликована мной в разделе «Документы» в книге «Два мемориала: линия разлома» (Таллин, 2006). Таким образом, претензии отдельных «историков» свидетельствуют только о том, что они не владеют заявленной темой, не знают исторических источников и не умеют пользоваться поисковыми системами. Тем не менее. Я благодарен А.Семенову за возможность еще раз высказаться на тему войны и мира.

Война и мир

Раскрою еще один секрет. На публицистические материалы влияют два фактора: авторская концепция и размер места, который издание, в данном случае портал, отводит под публицистику.

В ту давнюю статью не вместилось признание частями белой армии эстонского суверенитета и главнокомандование Лайдонера, совершенное еще 6 декабря 1918 года. Так что формирование, которое с лета 1919 года стало гордо именоваться Северо-западной армией было предано задолго до того, как 2 февраля 1920 года сделка была оформлена документально. Раздел, посвященный мирному договору в моей книге называется «Договор с дьяволом».

По тем же причинам в феврале 2007 года пришлось пожертвовать ссылками на роль Северо-западного правительства в трагедии Северо-западной армии. С позволения господина Семенова полное наименование этого «органа должно писаться так: «демократическое правительство для Северо-Западной Области России». Это мы для удобства пользования при письме повышаем его статус до «Северо-западного правительства России». Для полного восторга доморощенных историков Гражданской войны следовало бы еще делать приписку «в изгнании».

Так имело ли право правительство для области делать столь шикарные подарки эстонской стороне? Если учитывать, что армия такой подарок уже сделала, то вновь назначенным министрам «правительства» было при случае на кого свалить вину. И если признание независимости, сделанное 6 декабря 1918 года, можно списать на чрезвычайные обстоятельства, то глупость и пошлость «правительства для области» совершенно очевидна.

Реакция большевиков на действия «правительства для области» последовала уже 31 августа1919 года. По радио эстонскому правительству была передана нота правительства РСФСР:

«Несмотря на то, что Ревельское Правительство под давлением держав Согласия до сих пор ведет военные операции против Российской Социалистической Федеративной Советской Республики вместе с русскими белогвардейскими бандами в пределах Петербургской и Псковской губерний, Русское Советское Правительство, взявшее обратно сначала Ямбург, а потом Псков, обращается к нему с предложением вступить в мирные переговоры, которые имели бы целью установить границы Эстляндского государства, пределы нейтральной зоны между русскими и эстляндскими войсками, формы контроля над местностью, включенной в нейтральную зону, а также другие детальные вопросы на базисе неуклонного признания независимости Эстляндского государства Правительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». (ДВП, т. II,с.242.)

Поскольку эстонское правительство в легитимность и дееспособность правительства Северо-запада России уже не верит, то начинается торг с большевиками за шкуры северозападников. Большевикам объявлена цена «гарантий против Юденича» — 88 миллионов рублей золотом, участие в золотом запасе Российской Республики и граница по оккупированным территориям, лесные концессии в пяти российских губерниях, возврат активов и ценных бумаг, судов и много чего еще.

Мирный договор в Юрьеве (Тарту) был заключен на русской крови и оплачен российским золотом. Продав с потрохами Северо-западную русскую армию, Эстонское правительство заключило договор с дьяволом: поддержало узурпацию власти в России, помогло международному признанию советского режима, обеспечило его транспортным коридором для торговли награбленными золотовалютными ценностями, снабжения Германии оружием и стратегическим сырьем в обход международных запретов. Такова история, господин Семенов!

Именно эта история делает миф о победе в «освободительной войне» мифом, а отнюдь не ваши «исторические» домыслы. Картины войны и мира не будут полными без опереточного «правительства для области».

Эстонские большевики

Теперь о роли эстонских большевиков. Самороспуск Эстляндской трудовой Коммуны, которая своими передовыми и людоедскими декретами удивила даже российских большевиков, как-то не принято принимать во внимание. Между тем именно эстонские большевики разложили главного союзника Северо-западной армии.

В марте 2006 года я опубликовал полемическую статью «Война, которой не было» (http://www.seti.ee/narva/modules/news/article.php?storyid=16547), в которой уделил внимание роли эстонских большевиков в заключении Юрьевского мира. В статье была приведена цитата из воспоминаний очевидца – Государственного контролёра правительства для Северо-Западной Области России Василия Горна:

«Непрекращающаяся тайная большевистская агитация коварно шепчет на ухо каждому эстонскому солдату, что виной всему "северозападники": из-за них эстонскому солдату приходится проливать кровь, из-за их присутствия в Эстонии и упорства откладывается мир с Советской Россией. Эстонский солдат начинает звереть и враждебно коситься на наших солдат, видя в них единственную причину продолжения войны с большевиками. При встрече с нашими частями эстонцы бранят их, "куррат" слышится на каждом шагу. Перешедшие на эстонскую территорию русские части эстонцы без зазрения совести грабят, отнимая обозы, растаскивая снаряжение. Кое-где столкновения переходят во взаимную рукопашную. Наши солдаты начинают недоумевать: борьба бок о бок с эстонцами для них теряет всякий смысл. К чему, думается рядовому воину, помогать эстонцам, раз они так враждебно относятся к русской армии? Ведь было несколько случаев, когда, припёртые большевиками к эстонской границе, наши солдаты, отступая, натыкались на эстонские пулемёты. Вперед не пробиться, а назад не пускают эстонцы. (…) Эстонскому солдату вся ситуация тоже становилась непонятной. В войсках появился ропот. Большевистская агитация, конечно, и тут не дремала».(В сборнике «Деникин. Юденич. Врангель. Мемуары», ГИЗ, Москва-Ленинград, 1927.

Резюме

Критик Александр Семенов предъявляет мне претензии о «плясках вашим и нашим». В его системе координат «ваши» это эстонские фашисты, а «наши» это он сам и его единомышленники. Вот характерная цитата из комментариев к статье Семенова:

«06.02.2010 13:50:22 Эстония должна осознавать, что ее рождение было кровавым, болезненным и далеко не таким идеальным, как тут эсты себе представляют."Тартускмй мир – это сговор между бандитами , когда было нарущено всё, что было можно нарушить. (…) И ты, Петрофф предлагаешь нам объединяться с потомками бандитов, объявивших всех нас оккупантами и закрепивших ЭТО в своей конституции? Ты чего? Головой тронулся? Когда вчера лоб разбил, молясь на местных фашистов». (06.02.2010 13:50)

Пожалуй, Семенов прав, лучше ему дома играть на русской балалайке, чем сеять межнациональную рознь. Грамотных ухарей, зовущих русскую общину Эстонии к топору и бунту, и без него довольно, и это есть печальная истина. Чтобы свидетельствовать об истине, ничьи указки не нужны. По слову Александра Сергеевича «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», и в этом нет ничего зазорного. 


Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт