На прошлой неделе "Ээсти Экспресс" в лице
обозревателя Андрея Хвостова напомнил эстонской аудитории об одной речи,
которую я держал дней десять тому назад перед студентами Института
управления и экономики.
Спасибо, Андрей: возможно, сам того не желая, ты привлек мое внимание к тому обстоятельству, что русская аудитория, знакомая с этим моим выступлением, ограничена стенами актового зала института и читателями моего блога. Между тем мне представляется, что мысли, которые я озвучил, выступая перед представителями русской молодежи, стоят того, чтобы обсудить их в самом широком кругу. Например, на портале Delfi.
Почему? Судите сами.
Для начала давайте посмотрим на цифры. В Эстонии миллион триста тысяч жителей — и более ста тысяч неграждан. Фактически — каждый десятый. И еще примерно столько же граждан России.
Что это значит на практике? Это значит, что каждый пятый житель нашей страны фактически устранен от управления государством. Я повторяю — каждый пятый!
На встрече со студентами я не стал говорить о причинах такого положения дел — в русскоязычной аудитории это не имеет смысла. Но я обратил внимание собравшихся — а теперь и ваше, уважаемые читатели, вот на какой нюанс: причины, по которым гражданство не получили те, кто в момент восстановления независимости был сложившимися взрослым человеком, и причины, по которым гражданства не получил кто-то из сидящих в зале или их сверстников — различны.
Не секрет, что главная причина отказа от попыток получения гражданства Эстонии — недостаточное знание языка и страх завалить экзамен. Но! Как показывают исследования, проведенные по заказу Таллиннской городской канцелярии в рамках программы Гражданского мира, каждый десятый обладатель серого паспорта владеет эстонским языком "хорошо" либо "очень хорошо".
Социологи называют еще целый ряд причин, по которым люди предпочитают серый паспорт. Вы знаете их не хуже моего: в Россию можно ехать без визы, в Шенген — тоже. Да и в остальном права граждан и неграждан практически не различаются: то же пенсионное страхование, те же кредитные возможности, то же медицинское обслуживание. Однако в этом рейтинге прав и возможностей почему-то нет права выбирать и быть избранным в Рийгикогу.
Почему эта возможность не становится стимулом для получения гражданства? Социологи знают ответ и на этот вопрос — к сожалению, за годы, минувшие с момента восстановления независимости, часть населения, и в первую очередь русскоязычных, сознательно отчуждали от участия в общественно-политической жизни. И если за два-три года до кризиса нам казалось, что этот раскол преодолен, сегодня мы снова видим — это, к сожалению, не так.
Выступая перед студентами, я был, наверное, слишком резок — но ведь молодая аудитория хороша еще и тем, что нет риска довести кого-то до инфаркта. А сказал я вот что: "Несмотря на то, что мы отдаем себе отчет, что положение русскоязычного населения — во многом заслуга эстонского государства, я смею утверждать — в том, что сегодня интересы неэстонцев в нашей стране недостаточно защищены, виновата и сама русскоязычная община". И должен сказать, эти ребята в зале меня поняли и со мной согласились.
Помните Ларошфуко? "Каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает". Что уж говорить о народе — или части народа — которая добровольно лишает себя права голоса?
Я далек от мысли обвинять бабушек и дедушек нынешней молодежи. Но если при выборе (или невыборе) гражданства их внуки — те же студенты и гимназисты — руководствуются исключительно визовыми соображениями, надеяться этим старикам не на что. Потому что эти десять тысяч неграждан, которые при желании легко могут получить гражданство — та капля, которая могла бы радикально изменить ситуацию во власти страны.
Как? За примерами далеко ходить не надо — достаточно сравнить национальный состав парламента и столичного городского собрания.
Есть бородатый анекдот про старика, который просил у Бога денег. Он молился день и ночь, прося помощи у неба. Пока, наконец, в один прекрасный день небеса не разверзлись и сверху не раздался трубный бас: "Мужик, ну дай же мне шанс — купи хотя бы лотерейный билет!". Этот анекдот я — со всем уважением — адресую тем, кто уже сегодня мог бы с легкостью получить гражданство, но не делает этого из принципиальных соображений.
Поверьте — в нашем обществе, в нашей стране, есть
немало больных мест, где вашему умению выражать гражданскую позицию
нашлось бы куда более полезное применение.
Так что я хочу еще раз
обратиться ко всем, у кого пока нет эстонского паспорта: подумайте о
том, что вы сейчас прочитали. Подумайте дважды!
А в следующий раз, когда вы услышите или прочитаете о том, что эстонцы в Эстонии находятся в более выгодном положении, задайте себе вопрос — есть ли у меня голос, чтобы изменить эту страну к лучшему?
Я надеюсь, этот голос мы еще услышим.