"Детям дураков" нечего делять в элитных школах, потому что они будут мешать развитию нормальных детей, считает подавляющее большинство читателей крупнейшего эстонского портала Delfi. Интересно, а если бы так же рассуждал император Александр III, когда принимал решение о том, позволять ли эстонцам получать образование на их родном языке?
Немцы, которые до конца XIX века являлись в Эстонии полноправными хозяевами, позволяли обучать детей на эстонском языке только в церковно-приходских школах, что подразумевало начальное образование. Хозяева рассуждали по-своему здраво: зачем батракам гимназическое, а тем более высшее, образование - с них вполне достаточно умения читать, писать и считать.
Русский царь пошел против воли немецких баронов, когда допустил эстонцев к образованию. Впрочем, они еще долго сопротивлялись, не желая раставаться с привычной ролью господ: в Таллинне, например, они контролировали все городские учреждения до 1904 года, когда впервые городским головой был избран не немец. По стечению обстоятельств им оказался и не эстонец, а русский - Эраст Гиацинтов.
Тогда эстонцы с готовностью пошли на подобный компромисс, поскольку немецкие депутаты Городской думы никак не соглашались посадить над собой человека, чьи предки-батраки были допущены в столицу всего несколько десятилетий назад. Правда, в качестве заместителя городского головы Гиацинтов все же назначил эстонца, о чем подробно написано во всех учебниках истории.
С тех пор прошло немногим более ста лет - очень небюольшой срок для истории человечества. Однако, как выясняется, огромный промежуток времени для отдельно взятой нации, которая начала не только открывать "элитные" учебные заведения, но и уже всерьез задумывается над тем, как бы не допустить в эти заведения "детей дураков".