Смысл этой старинной карточной поговорки в том, что, коли сел, играть, то не след давить на жалость, у игроков нет «братишек» и друзей – каждый сам за себя. В политике, как известно, друзей тоже нет, есть интересы.
Заочная полемика «антифашиста» Андрея Заренкова с «главным политиком» Димитрием Кленским свидетельствует о том, что оба они пытаются «искать братишек» там, где нужно искать и находить общность интересов. Если в результате мезальянса «русских политиков» с центристами, реформистами, соцдемами, «ирландцами», и т.д. будет достигнута реальная польза для русской общины, то нет повода для недоверия и взаимных обвинений. Звучит цинично, но наш интерес в пользе, а не в политическом идеализме.
Плюс к поискам «братишек», конечно, отсутствие политической культуры. Обращение Заренкова «Уважаемый «главный политик» Эстонии!» сильно отдает старорежимными формами обращения к нижестоящим по социальной лестнице. Форма «уважаемый» употреблялась там, где об уважении не могло быть и речи. Заковыченное «главный политик» свидетельствует о том, что обращению придается иной смысл, в данном случае, скорее всего, оскорбительный.
Простительные мне как публицисту, а не как политику кавычки в отношении Заренкова означают только то, что я сомневаюсь в твердости его антифашистских убеждений. А сомневаюсь я потому, что для фашизма и нацизма в Эстонии нет социальной базы, следовательно, деятели, которые борются с драконами в образе ветряных мельниц, т.е. с тем чего нет в природе, сразу же подпадают под подозрение. Однако это вопрос, выходящий за рамки нынешнего разговора.
Если суммировать предложения Кленского, то они весьма и весьма разумны. Прежде всего, он предлагает перенести дату проведения конференции российских соотечественников на более отдаленный срок, чтобы успеть провести внеочередное общее собрание СОРСЭ, на котором принять решение об изменении его Устава. Если же СОРСЭ откажется от проведения такой конференции, то, по предложению Кленского, следует собрать учредительное собрание всех заинтересованных российских соотечественников, чтобы на нем решить общие вопросы легитимности соотечественного представительства.
Понятно, что столь радикальная форма переустройства соотечественного движения в Эстонии нынешних «профессиональных» соотечественников не устраивает. Она не устраивает даже формально отколовшегося от СОРСЭ Андрея Заренкова, Обращаясь к неуважаемому им Кленскому он пишет:
«Я понимаю, что вы сейчас лишены точной и правдивой информации о работе КСРСЭ, но ведь всегда можно было бы встретиться с его членами, поговорить и выяснить волнующие вас вопросы не через прессу и инфопорталы, а в обычной беседе. Вы, насколько я знаю, ни разу не обращались к КСРСЭ с предложением о совместной встрече. Во всяком случае, пока я являлся его членом. Может быть после моего ухода у вас сложится с ними диалог?»
По истине бездна лукавства и наглого фарисейства! Дела КСРСЭ (читай СОРСЭ) и при Заренкове были засекречены.Точной и правдивой информации о деятельности обоих органов в интернете не сыскать. Надеяться на то, что Сергей Сергеев или Владимир Илляшевич в личной беседе с Кленским снизойдут до откровенности, было бы верхом политического легкомыслия и самонадеянности. Они и сейчас – накануне конференции предпочитают отмалчиваться и не замечать даже самую острую критику.
Вот мы и подошли к главному – к политике. С первых же дней учреждения СОРСЭ движение российских соотечественников приобрело политизированный характер. Политизированность нарастала по мере того, как теряла свои политические позиции ОНПЭ-КПЭ-ОЛПЭ. Совет организаций российских соотечественников политизировался настолько, что не пропустил мимо себя ни одних выборов, будь то местные, парламентские или европарламентские. Подобная активность СОРСЭ могла бы быть оправдана политическими результатами, но таковых нет. Зато на движение и на всю русскую общину навесили унизительный политический ярлык «пятая колонна» и склоняют в ежегодниках полиции безопасности.
Вывод напрашивается сам собой: движение российских соотечественников должно быть деполитизировано, и чем быстрей это произойдет, тем лучше. Благородные российские порывы в деле объединения соотечественников, к сожалению, разбиваются о местные политические рифы.
Перенести объявленную конференцию СОРСЭ на другой срок, скорее всего, не удастся. Состав участников конференции определен таким образом, чтобы нынешние члены координационного совета были бы вновь переизбраны. При этом никого не смущает то обстоятельство, что «страновая», читай всеэстонская конференция, построена исключительно ради бенефиса КСРСЭ. По логике отчитываться перед конференцией должен наделенный полномочиями СОРСЭ, а не формально безвластный КСРСЭ. Однако шитье белыми нитками организаторов мероприятия нисколько не смущает.
В сети промелькнуло предложение потребовать от СОРСЭ отчета прямо на конференции. Если удовлетворительный отчет не будет представлен, то низложить и СОРСЭ и КСРСЭ прямо на конференции. Предложение, прямо скажем, любопытное. Коль скоро конференция собирается решать соотечественные проблемы, то принять в ней участие может всякий российский соотечественник, благо по закону для них не требуется никаких специальных удостоверений. Боюсь только, что организаторы конференции станут теперь шифроваться и скрывать место проведения мероприятия, потому что больше всего на свете СОРСЭ боится открытости и гласности.
Что касается предложения о созыве учредительного собрания, в результате которого движение российских соотечественников получило бы юридический статус и вменяемый руководящий орган, заслуживает всяческой поддержки. Учредительное собрание поможет деполитизировать движение и наполнить его изначальным – гуманитарным смыслом. Смысл этот видится не в политике, а в том, что православие называет соборностью. Духовное единение с Отечеством – вот в чем подлинный смысл движения.
Возвращение первоначального смысла отнюдь не означает категорического запрета для соотечественников заниматься политической деятельностью – да, на здоровье, но вне движения и вне его ресурсов. Если политическая деятельность пойдет на пользу движению и общине, то мы поддержим, а если во вред, то незачем покрывать чужие риски.
Наконец, мы как рядовые российские соотечественники, должны уяснить, что нынешняя конференция, которую от нашего имени собирается проводить СОРСЭ, если и состоится, то в условиях чрезвычайных, чего организаторы категорически признавать не хотят. Их волнует лишь переизбрание КСРСЭ и представительство во Всемирном совете. И, если переизбрание нынешнего состава КСРСЭ на новый срок сомнений у организаторов конференции не вызывает, то следующий пункт повестки дня – интрига из интриг J
По слухам, на всемирное представительство сегодня претендуют Георгий Быстров и Владимир Илляшевич. Если Илляшевич поставил себе такую цель, то он легко переиграет инертного Быстрова. Если бы у меня была возможность сделать ставку, то я бы рискнул поставить на Илляшевича, не сомневаясь в том, что мой придет первым. Оба, конечно, до начала конференции будут отрицать свои амбиции, но в раскладе это ничего не меняет. Если битва титанов состоится, то возможен и неожиданный вариант развития событий – выберут темную лошадку, которая ни нашим ни вашим.
С другой стороны, а какая нам вообще разница от того, кто будет щеки надувать от нашего имени? У картишек нет братишек, есть интерес взять мазу. С нынешним СОРСЭ сидели, сидим и будем сидеть без мазы.