Побывавшая в ЭР по приглашению Фонда открытой Эстонии известная тележурналистка Юлия Латынина, поделилась своими впечатлениями о поездке со слушателями и зрителями "Эха Москвы". 

"В Эстонии я задавала исключительно неполиткорректные вопросы. У начальника полиции я спросила, на сколько процент русских, совершающих преступления, выше или ниже, чем у эстонцев. На что он покраснел, свернул уши трубочкой и сказал, что нет такой статистики. В Нарве, где 95 процентов русских, у начальника полиции я спросила, почему начальник он, эстонец?"
(Из интервью Юлии Латыниной порталу DZD).

Прекрасно понимая, что каждый журналист, в том числе, и госпожа Латынина, вправе высказывать свое мнение, хочу привести несколько цитат из эфира "Эха Москвы", чтобы также воспользоваться своим правом поделиться впечатлением о зарисовках московской гостьи.

Во-первых, очень хочется поздравить Эстонию и правительство "реформаторов" с появлением в России еще одного "эксперта" по современной Эстонской Республике. Во-вторых, умение сделать правильный выбор специалистов для чтения лекций по проблемам современной России, которые очень волнуют эстонскую общественность, тоже делает честь конструкторам имиджа Эстонии: ведь лекция, надо понимать, только повод привлечь российского журналиста, политика, правозащитника в Эстонию. Главная же задача — показать гостю, в данном случае — гостье, страну так, чтобы потом можно было урвать из ее уст максимум комплиментов в адрес правящих сил, а заодно и определенную порцию грязи на восточного соседа. Недаром же говорят, "Кто девушку ужинает, тот ее и танцует".

И вот декодирован "код доступа", прозвучавший в ночь с субботы на воскресение. Нас будет интересовать та его часть, где Юлия Латынина делится впечатлением о поездке в Эстонию.

"Кстати, по поводу того, как работает и как должна работать полиция. Я говорила, что я только что была в Эстонии. Я хочу рассказать замечательную историю про то, легко или сложно будет отыскать людей, покалечивших Олега Кашина. Я в Эстонии попросила специально свозить меня в русскоговорящий регион. Меня свозили в Нарву, это практически гетто Эстонии, такая колония русская в Нарве находится.

В Нарве находится колония по отношению к самой Эстонии, потому что там 95% русскоговорящих, там очень тяжелая ситуация, там безработица, там эти русскоговорящие не самый лучший контингент, потому что там очень много жило русских, но они были староверы, они жили еще во время эстонской республики. Когда пришла Красная армия, то этих русских, прежде всего, извели под корень вместе с русской эмиграцией."

Так вот, если бы любой из эстонских журналистов написал такое про Нарву, то это был бы его последний визит в пограничный город. Нет, конечно, он бы смог снова туда поехать, но лишь после того, как сходил бы в нотариальную контору и написал завещание.

- "Не самый лучший контингент" построил завод "Балтиец", Нарвские электростанции, завод масел, который теперь называют "эстонской "Нокией". А сравнивать Нарву с гетто… это вообще верх журналистского мастерства, похожий на "стрелку осциллографа" или "развесистую клюкву". Так высказался по поводу увиденного и услышанного в Коде доступа председатель Нарвского энергопрофсоюза Владимир Алексеев.

Далее, характеризуя Нарву и нарвитян, госпожа Латынина пишет:

"Кстати говоря, нельзя еще не добавить, что это зона влияния ОРТ. Жители Нарвы не слушают эстонское телевидение, а слушают наше родимое и голосуют за партию Эдгара Сависаара. Это такой местный эстонский… Во-первых, партия эта побраталась с "Единой Россией". После того, как она побраталась с "Единой Россией", вождь партии г-н Сависаар совершенно случайно от лихтенштейнской компании получил личный кредит 2 млн. эстонских крон. В Эстонии такое не принято, но на избирателей Сависаара, так же как и на избирателей Жириновского или Берлускони, подобные вещи не действуют. И вот этот антураж".

На этом особо зацикливаться не стоит, так как мы уже говорили про "девушку, которую ужинают и танцуют". Откуда тут растут "уши трубочкой", понятно любому читателю. А вот теперь самое, на мой взгляд, интересное.

"Я приезжаю в Нарву, сначала в Йыхви, это столица всей префектуры, а потом в саму Нарву, и спрашиваю там полицейских: какие самые страшные преступления у вас совершили полицейские за последние годы? Один из полицейских рассказывает мне страшный случай. У нас в этом году, говорит, один из полицейских несанкционированно зашел в базу данных, чтобы посмотреть, кто стукнул на его сына, который ездил без прав. Я слегка прибалдела, говорю: нет, я имею в виду какие-то более серьезные преступления, совершенные полицейскими. Он говорит: да нет, что вы, не думайте, у нас полицейские не бьют заключенных, это не принято. Я говорю: знаете, у нас в России не то что не бьют, у нас иногда и просто так стреляют на улицах прямо".

Это кому рассказывала госпожа Латынина? Телезрителям, которые смотрят RTVi за пределами Эстонии? Нет, кончено, у нас арестованных не бьют, они сами просто так умирают в камерах? У нас никогда кордник не сидел в Вайвара на расфасовке наркотиков? У нас не может быть такого, чтобы сначала комиссар отделения полиции, потом префект были осуждены за мошенничество? Это не у нас на бывшего руководителя нарвской полиции возбудили уголовное дело за мошенничество? Это не у нас полиция "не знает", что по Ида-Вирумаа бродят рядовые бандиты и "смотрящие", вышибая мистические долги с лиц, вышедших на свободу, делая все, чтобы они снова присели, хотя бы ненадолго? Это не у нас, чтобы прекратить бардак, назначают руководить префектурой бывшего генерального директора Полиции безопасности? Или журналистка считает, что "уши трубочкой" лучше держат лапшу?

"А вот начальнику криминальной полиции Нарвы, его зовут Андрес Ягго, я говорю: слушайте, в Нарве 95% русские, а почему вы, эстонец, начальник полиции? Ягго мне говорит: а почему нет? Другие эстонские начальники мне говорят: вы не думайте, у нас равноправие, у нас меритократия, мы слишком маленькое общество, чтобы людей назначать в зависимости от их национальности — что тоже, конечно, неправда, в Эстонии есть негласный запрет на занятие постов русскоязычными".

Вот тут организаторы поездки немного опростоволосились. По воле случая, как раз в Нарву был назначен исполнять обязанности руководителя отдела полиции русский Сергей Андреев. Кстати, приличный человек. При всей существующей в Эстонии проблеме с русскоязычными полицейскими, можно уж было показать Андреева гостье, и, поверьте, у него бы от ее вопросов "уши трубочкой" не свернулись.

И нельзя было не обратить внимание на какой-то нелепый парадокс. Юлия Латынина — известный борец с "кровавой гэбней", натуральная кость в горле российских спецслужб, рассказывая историю с "Бронзовым солдатом", сама опускается до банального "стука".

"Начался уже просто кошачий концерт: со всех сторон стали ходить к этому памятнику. Эта сторона возлагает настоящие венки, эта сторона возлагает венки из колючей проволоки. Потом ситуацией пользуются эстонские националисты: перед выборами в парламент они говорят — мы уберем этот чертов памятник. Эстонской партии реформаторов, более умеренной, в погоне за голосами ничего не остается, она говорит — мы тоже уберем этот памятник. Реформаторы побеждают. Они не торопятся выполнять свое обещание. Националисты им напоминают — ребята, а вот памятник стоит. Реформаторы чешут репу и говорят: да, уберем.

А к этому времени, как я уже сказала, там полный кошачий концерт. И образовалась организация "Ночной дозор", она как раз состоит из русских, которые защищают памятник от проклятых эстонских фашистов, которые по ночам чем-то его обливают. При этом руководители этой организации имеют странную привычку встречаться опять же с сотрудниками российского посольства, но почему-то не в посольство ходят, а где-то тайно встречаются, перебежками и украдкой, примерно как эти самые 13 грузинских шпионов".

И, главное, что все это преподносится тоном, не терпящим возражений, будто сама обозреватель была участницей тех событий. Или она не знает, за что судили Юрий Магерова, снимавшего на видео в Нарве, как полицейский дубасил "бронзовой ночью" подростка?

Но и не это главное. "Поужинавшая девушка" исполняет самый искрометный элемент своего "танца".

"Это я к тому, что наши реформаторы любили объяснять нам, что они провели в России замечательные реформы, а тут проклятые красные директора оказались не готовы к этим реформам. Я, кстати, тоже много раз сама говорила, я каюсь, этого больше никогда не буду повторять. Потому что на примере Федора Бермана — я видела это на других, на примерах восточно-германских предприятий, — на примере Федора Бермана совершенно ясно видно, что дело не в директоре, а в реформаторах… Но знаете, в чем разница? Я вижу, что эстонское правительство, когда оно снижает налоги, когда оно создает электронное правительство, когда оно со Skype обращается как с национальной гордостью, а не как с преступниками, которые мешают правительству выяснять, о чем же говорят граждане, так вот эстонское правительство хочет, чтобы в стране было меньше неудачников, совершенно не важно — русских или эстонских."

Единственное, что смущает, так это то, что в этой передаче госпожа Латынина не догадалась пожелать приятного аппетита члену эстонского парламента Хеймару Ленку и студентке Кярт Келдер, если вдруг они снова рискнуть повторить эксперимент портала Delfi и питаться в месяц на 1000 крон.


Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт