Встреча в Таллине делегации Госдумы РФ с представителями соотечественников во главе с Татьяной Николаевной Москальковой (фракция «Справедливая Россия» и заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками) напомнила хрестоматийное произведение поэта Некрасова «У парадного подъезда».

Эта встреча была организована, судя по всему, в спешке и только после того, как в интернете «прозвучала» критика программы пребывания этой делегации в Эстонии.

С чем и зачем приехали?

Поначалу руководитель делегации рассказала о цели приезда в Эстонию и о поездке в Тарту, Нарву и Таллин.

Оказывается, такого ранга делегация давно не приезжала «не потому, чтобы что-то там демонстрировать, а по объективным причинам – из-за глобального кризиса, например».

Слышать такое было неловко, так как все годы после «Бронзовой ночи» российская сторона публично заявляла о замораживании отношений. Возобновление официальных контактов допускалось только в том случае, если Эстония извинится за оскорбления премьер-министра Андруса Ансипа и тогдашнего эстонского посла в Москве Марины Кальюранд в адрес погибших при освобождении Таллина советских воинов (их прах был варварски увезен вместе с посвященным им же памятником из центра столицы). Условием диалога было и выяснение обстоятельств гибели погибшего во время возникших массовых беспорядков юного гражданина РФ Дмитрия Ганина. 

Г-жа Москалькова озвучила и цель приезда – установление межпарламентских отношений. С эстонской стороны делегацию из Москвы принимал депутат Рийгикогу Пеэтер Тульвисте. Гости были приняты спикером эстонского парламента Эне Эргма.

Говорили о положительном – росте числа российских туристов, приезжающих в Эстонию, расширении контактов РЖД с эстонскими партнерами (то есть  о расширении  транзита, который Россия 3,5 года назад грозилась закрыть до «победного конца»).

Ставились и «острые» (?) вопросы – о заключении пограничного договора, о закрытии русских школ, о перспективах русских СМИ.

Но. Во-первых, пограничный договор, прежде всего, нужен Эстонии. И тут уступать в чем-то должно как раз наше государство. Во-вторых, проблема образования на русском языке в Эстонии сводится вовсе не к закрытию школ и гимназий, а к его эстонизации. В третьих, «русских» СМИ в Эстонии уже давно нет, есть, по меткому замечанию журналиста Михаила Петрова, обэстоненные СМИ «для русских».

Кстати, какие такие «новые русские СМИ планируются», об этом собравшиеся так и не узнали. Но, главное, радостно подвела итог г-жа Москалькова: «Диалог начался»!  

Возможно. Но вот диалога с российскими соотечественниками пока точно не наблюдается. Повторюсь: встреча напоминала разовый и выездной прием в Эстонии депутатами ГД РФ местных российских соотечественников-просителей.

Собрать аудиторию (около 40 человек) для этой встречи поручили КСРСЭ. Может быть, поэтому среди пришедших на встрече не было таких соотечественников, как например, Валерий Канчуков, Юрий Мальцев, Геннадий Сухов, Виктория Неборякина, Андрей Лобов, Дмитрий Михайлов, Александр Кустов, Сергей Середенко и многих других. Не было и лидеров двух наших партий Сергея Юргенса и Станислава Черепанова. Не было даже граждан РФ Юрия Мишина, Владимира Лебедева, Андрея Ильницкого?! Хотя кое-кто (например, Андрей Заренков) был в отъезде. Впрочем, многие уже и не стремятся на подобные встречи.

Но справедливости ради надо отметить, что отдельно встречавшиеся с гостями из Москвы  члены КСРСЭ (Координационного совета российских соотечественников Эстонии), были представлены на встрече очень скромно – чтобы другим больше  мест досталось.

И снова: «барин нас рассудит»

По реакции на выступления соотечественников было ясно, что в Москве к «беседе по душам» не готовились, она была традиционной, то есть  дежурной. Такая ремарка: разве нельзя заранее письменно изложить проблемы, отослать в Москву, а в Эстонии совместно обсудить, что реально, и что нет?  

Надо отметить, что встреча продолжалась целых два часа. Это, на мой взгляд, плюс, но  единственный. Если, конечно, не считать миги надежды тех представителей соотечественников, которые пришли подавать высоким гостям челобитные – петиции и просьбы. Российские парламентарии аккуратно записывали в свои блокноты и устные замечания и просьбы, попросив оформить их позже в письменной форме (что логично).   

В основном речь шла о старых болячках, до боли знакомых из-за того, что проблемы никак не решаются годами. Это – пенсии ветеранам, пособия для блокадников, финансирование юристов, оказывающих юридическую помощь соотечественникам, а также оказание социальных услуг.

В целом встреча напоминала приезд «барина, который нас рассудит». Г-жа Москалькова так и сказала: «Мы приехали выслушать ваши просьбы и пожелания». Это, конечно, мило, тем более, что встреча состоялась по ее же словам  в ущерб знакомству со Старым городом столицы Эстонии. Но, наверное, и российским соотечественникам, тоже есть, что сказать о политике России, деятельности Госдумы, а может и дать советы гостям. Попытка сказать что-то в этом духе сразу вызвала хотя и корректную, но эмоциональную реакцию депутатов Госдумы РФ.  Несколько раздражена была представитель фракции ЛДПР Ирина Петровна Горькова (заместитель председателя Комитета по делам национальностей). К слову, по каким-то причинам на встречу с соотечественниками не пришла депутат от «Единой России» Лариса Николаевна Яковлева (член Комитета по вопросам образования).  

Озадачили гости своим рассказом о России. Ценное время ушло на ознакомление того, что и все в Эстонии знают, уж тем более соотечественники.

Собравшихся «просветили»: положительно для России – заключение таможенного союза, и создание ОДКБ, отрицательно – ГУАМ. Политинформация продолжилась известием о том, что «Россия еще не вышла из кризиса», что из Эстонии в Россию по программе переселения уехало всего 72 соотечественника, что на крупном заводе в Ивангороде на постоянной основе работают 52 нарвитянина. При этом ни слова не услышали собравшиеся соотечественники о возможности выкупа российским бизнесом обанкроченного Эстонией и шведским собственником крупного предприятия «Кренгольм», а значит и трудоустройства сотен, а может и тысяч нарвитян!. 

Еще, оказывается, успешно развиваются российско-эстонские культурные связи, и надо же (!), в Закон о политике  в отношении российских соотечественников за рубежом внесены поправки. Теперь, мол, соотечественник – это не каждый, кто родился в Советском Союзе и их потомки, а те, кто таковым себя считает и ему выдан подтверждающий документ одной их соотечественных организаций.

Причем, с последним оба депутата не согласны, и собравшиеся, наконец-то, радостно вздохнули по поводу взаимопонимания.    

Русские Эстонии: спиной к России

Поразила восторженность представителя ЛДПР, г-жи Горьковой от поездки по Эстонии. Ее восхитил теплый прием, оказанный спикером Рийгикогу, и вообще: «Мы нигде не увидели косых взглядов и некорректных выражений, агрессии, когда говоришь по-русски. Противостояния нигде не видели. Напряженность между нашими странами – искусственная, конфронтация – это игра определенных политических сил. Мы против того, чтобы кто-то разрывал отношения между народами бывшего СССР. Ненормально, что так мало самолетов летает из Москвы в Таллин и наоборот».

А что, собственно говоря, удивительного? В начале перестройки Владимир Жириновский говорил мне в интервью для Эстонского радио, что не будет никакой Эстонии, будет одна прибалтийская губерния и губернатором он назначит Виктора Алксниса. Сегодня Владимир Вольфович, который еще недавно проклинал США за нападение на Югославию и Ирак, заявляет, что надо крепить узы с НАТО.

Спасибо и г-же Москальковой – она объяснила, дружить с НАТО приходится против Китая!

Но, если происходят кардинальные и тем более неизбежные перемены в международной жизни, то о них надо говорить со своим народом, а не ставить людей, в том числе соотечественников, перед фактом, или что еще отвратительнее, когда это делают украдкой и тихой сапой.  

Сегодня мы наблюдаем стремление руководства России слиться с Западом. Это и «перезагрузка» отношений с США, и «нормализация» отношений с Эстонией. Предметом обмена стало безвизовое сообщение между жителями России Евросоюза. Дружба с НАТО будто бы призвана растопить лед отношения того же Эстонского государства к местным русским и русскоязычным жителям. Что, ж, намерения – благие. Но разве неизвестно, куда этими благими намерениями вымощена дорога?  

Откуда такой скептицизм? Стало совсем уныло, когда оба депутата «спели  местную песню» наших русскоязычных коллаборационистов, советующих вступать в эстонские партии и через них оказывать влияние на жизнь русского населения. Но такая «партизанщина» тех русских карьеристов, которые уже вступили в эстонские партии, и которые так обрадовали депутатов Госдумы, никогда ничего для русских хорошего не сделали. И не могли сделать, так как это не входит в планы этих самых партий.

А, если ими иногда и поднимался «русский вопрос», то либо из конъюнктурных соображений перед выборами и только с разрешения эстонского руководства  этих партий, либо под давлением Евросоюза и России. А также под давлением  «маргинальных» русских политиков, вынуждающих тех же центристов, хотя бы делать вид, что проблема их волнует. И не более того.    

Меня шокировало, что делегация из Госдумы России даже не заикнулась о проблемах отторжения русского населения на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни Эстонии. Комиссия ООН по расизму это видит, а российские парламентарии – нет. Ничего они не хотят знать и про проявления нацизма, героизацию ветеранов-эсэсовцев. Про то, что две трети 400-тысячного неэстонского населения скоро уже два десятилетия лишено права избирать парламент своей страны! Это не сродни нацистскому закону, согласно которому евреи были лишены Гитлером избирательного права?

То есть хорошие отношения с Эстонией (а кто против них?) пытаются наладить за счет игнорирования реальных, фундаментальных проблем соотечественников, о которых  пекутся, но, увы, все же на словах. Соотечественники оказались заложниками российско-эстонского диалога!

И все же лучше удочка, чем рыба

Именно поэтому я обратился к гостям с предложением разработать концепцию реальных, а не заоблачных отношений Москвы к соотечественникам, вплоть до того, что не Россия, а соотечественники должны помогать своей прародине. И если Россия не в силах помогать соотечественникам реально, то пусть делает это по минимуму и так, чтобы не взращивать, как до сих пор, иждивенческих настроений среди соотечественников. Русские Прибалтики должны усвоить лозунг «Опора на собственные силы». Что они уже худо-бедно воплощают в жизнь, не благодаря второсортности своего положения, а вопреки этому.

Для сохранения реального духовного родства между Россией и соотечественниками нет ничего лучше, чем небольшая, но конкретная и реальная помощь общине, а не конкретным деятелям или партиям, помощь, когда соотечественникам предлагают не рыбу, а удочку.

И, наоборот, нет ничего страшнее, чем широковещательные пустые обещания и оказание помощи воспринимаемой подачкой или для «избранных», что только раскалывает и без того разрозненную общину. Последнее грозит тем, что молодое поколение российских соотечественников в Эстонии окончательно повернется спиной к России.

Показателен ответ российского парламентария г-жи Москальковой на вопрос местного журналиста о том, когда возобновится сотрудничество межправительственной комиссии по пограничному договору: «Когда изменится тональность наших отношений».

Но судя по состоявшемуся визиту, тональность уже изменилась. Причем за счет странной позиции России, о которой с недоумением и возмущением пишет московский обозреватель Сергей Артеменко: «И вот, представитель Думы не просто едет в Эстонию и говорит об "улучшении отношений", но и встречается и ведёт переговоры с теми, кто "запятнал себя осквернением могил". Разве премьер Эстонии Ансип принёс извинения за свои слова о том, что воины-антифашисты, похороненные в Таллине – "пьяницы и мародёры"? Разве в Эстонии прекратилась поддержка на высшем официальном уровне сборищ бывших эсэсовцев? Разве президент страны извинился за свои слова, что русский язык – это язык оккупантов? Разве визави госпожи Москальковой, председатель эстонско-российской парламентской группы, перестал считать всех русских в Эстонии оккупантами и отказался от своих взглядов получить финансовую компенсацию за "оккупацию" Эстонии? Ответ очевиден».

Это – вполне типичное для России одностороннее всепрощенчество за свое унижение, попрание прав и интересов своих граждан. Причем эти жесты никогда и никем не ценились, в той же Эстонии воспринимаются не как великодушие, а как слабость.

И еще прав Сергей Артеменко: «Мы много говорим о том, что Россию должны уважать в мире. Как можно уважать страну, представители которой не уважают сами себя?» Добавлю: и с чего после этого будут уважать и российских соотечественников в Эстонии?

Димитрий КЛЕНСКИЙ,

Таллин, 29 ноября 2010, специально для slavia.ee

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт