Перед парламентскими выборами Сависаар и центристы «топят» русских политиков Эстонии также бесцеремонно, как с ним самим и с его партией поступают Ильвес-Ансип-Лаар
Председатель столичного городского собрания, центрист Тоомас Витсут в передаче радио Ку-Ку (Linnatund) заявил в конце минувшего года, что если Эдгара Сависаара после его скандала с «церковными деньгами» все-таки «уйдут» из политики, то русскоязычные избиратели могут привести к власти русских радикалов, тех же активистов «Ночного дозора».
То есть избирателей снова запугивают «козлищами» – русскими, которые отбились от европеизированных, а потому автоматически хороших и племенных «овец» – эстонцев.
В чем состоит «вина» русских радикалов?
Кстати, этим выражено презрение не только защитникам мемориала «Бронзовый солдат», но и десяткам тысяч таллинцев, которые продолжают приходить к перенесенному памятнику каждое 9 мая и после 26 апреля 2007 года! Эти же десятки тысяч регулярно голосуют на выборах за Сависаара, его партию. Так что это: недоразумение или подлость?
Во-первых, когда центристы кличут русских политиков «радикалами», подразумевая под ними «экстремистов» и «террористов», то делают они это вполне осознанно. Потому что радикализм русских политиков на самом деле сводится к элементарной решительности в постановке проблем межэтнического неравенства и стремлении последовательно решать их в правовом поле. Дозорные всего лишь проявили обычную для Запада гражданскую инициативу, причем самостоятельно, без руководящей роли Центристской партии.
Это и не устраивает центристов, которые не намерены решать «русский вопрос», а потому пытаются заболтать его и всего лишь успокоить забитое русскоязычное население.
Во-вторых, никакой общественной опасности тот же «Ночной дозор» никогда не представлял, что установлено эстонским судом, полностью оправдавший его четырех активистов, которым по заведомо ложному обвинению инкриминировали организацию массовых беспорядков после государственного вандализма: осквернения могил советских воинов и переноса «Бронзового солдата».
Тоомас Витсут прекрасно знает об этом уже потому, что возглавлял Круглый стол по проблемам «Бронзового солдата», в работе которого наряду с другими общественными организациями с самого начала активное участие принимал и «Ночной дозор».
Вина дозорных состояла и состоит только в том, что они, эти «обнаглевшие русские холопы», посмели не только публично оспорить намерение эстонских властей (эдаких «новых баронов») совершить акт государственного вандализма, но еще и стремились к диалогу с властями, которые брезгливо открестились от дозорных, не считая возможным общаться с «уличными» русскими политиками.
Дальше – больше. Эстонские СМИ по наущению тех же властей успешно формировали лживое общественное мнение о «Ночном дозоре», как о некоей агрессивной и враждебной Эстонии организации, чуть ли не «руке Москве», «пятой колонне», учинившей массовые беспорядки в Таллине в апреле 2007 года. Вообще, представление о дозорных, как о «бескультурье и дикой массе» глубоко укоренили в сознание эстонского обывателя.
И еще. Стоит вспомнить, как осенью 2006 года центристы сами проверяли «на вшивость» рядовых активистов «Ночного дозора», провокационно интересуясь у них возможностями организовать в Таллине «небольшой Париж», то есть уличную заваруху. Трудно сказать, какие у центристов были намерения: может, выявляли «потенциал» дозорных по заданию Полиции безопасности, кстати, уважение к которой на днях выразил сам Сависаар.
Политкорректность и этика по-эстонски
Этим и воспользовался Тоомас Витсут, которому надо было любым способом (подыграв настроениям националистов) хоть как-то обелить своего, попавшего в инспирированный властью пошлый скандал партийного босса, а также смягчить истерию в эстонских СМИ и усилившееся негативное отношение эстонцев к Сависаару.
Его, как известно, в конце минувшего года власти и СМИ объявили «агентом влияния России», «угрозой эстонской национальной безопасности, даже «изменником Родины».
Мэра Таллина и председателя Центристской партии обвинили в получении финансовой помощи из России для завершения строительства православного храма, а также будто бы в попытке раздобыть от той же России деньги для проведения избирательной кампании центристов перед парламентскими выборами 6 марта 2011 года.
И тут напрашивается сравнение с «Ночным дозором». Помнится, как после оправдания в суде «бронзовой четверки» в эстонской части общества усилилась поднятая СМИ истерия. Тогда не один эстонский политик, общественник, публицист писал и говорил, что решение суда приходится уважать, но есть еще один, самый праведный – суд народа, а
он не простит «массовых беспорядков» и «их зачинщиков», даже оправданных Госсудом.
Примечательно, что точно такую же истерию мы наблюдали в конце минувшего года в связи со скандалом мэра Таллина Сависаара, непонятками с его «церковными деньгами». Так вот, и в данном случае нет состава преступления, как сообщила Прокуратура ЭР, но премьер-министр Андрус Ансип и Президент страны Тоомас Хендрик Ильвес быстро заменили свои же обвинения в криминале на некие недопустимые нарушения Сависааром этики. «Очистив» от словесной шелухи разъяснения об «этой» этике, «в осадке» можно обнаружить русофобию – не этично, оказывается, строить православную церковь на деньги российской общественной организации и получать финансовую помощь из России.
И это притом, что все 20 лет восстановленной независимости именно «такие» деньги текли рекой, но с Запада и на ремонт лютеранских церквей, а также нужды правящих ныне партий. К примеру, Объединенная Левая партия Эстонии не скрывает, что получает финансовую помощь от Европейской Левой партии, имеющей представительство в Европарламенте. И никого это в Эстонии не колышет. То есть то, в чем обвиняют центристов, это обычная практика всей партийно-политической системы страны.
А вот что никак нельзя считать моральным в этом скандале, так это злоупотребление правящими партиями во главе с президентом страны предоставленной им властью. Они в очередной раз сыграли и на русофобских настроениях эстонского населения, которые эти же сильные мира сего многие годы внедряли в сознание и душу эстонского народа.
Президент Тоомас Хендрик Ильвес, возглавивший охоту на Сависаара, откровенно давил в своей новогодней речи на избирателя. Он заявил, что на весенних выборах народ, как высший судья, должен решить, что в политике дозволено, а что нет. Ну, а когда заявил: "Демократия не продается. Честность нельзя купить. Это должно быть исключено, если мы являемся хозяевами на своей земле", то президент откровенно лицемерил и лгал.
То есть, вместо того, чтобы, как положено в правовом государстве жить по единому для всех закону, всему обществу навязывают принцип язычников и, если угодно, уголовников – жить по понятиям узкого круга самонадеянных правящих политиков-нуворишей.
В итоге же мы видим две похожие ситуации – центристы ведут себя в отношении русских политиков ничуть не менее подло, чем руководство страны и давно прислуживающие ему эстонские СМИ в отношении Эдгара Сависаара и его партии.
За центристов хватаются как за соломинку
Отчего же Центристская партия Эстонии позволяет такое вероломство в отношении русских политиков-маргиналов? И почему русские жители, голосующие за Сависаара, не в первый уже раз «проглатывают» такое унижение?
Для этого надо видеть мотивы финансирования строительства православного храма в населенном в основном неэстонцами столичном микрорайоне Ласнамяэ.
Так вот, ближе к завершению работ (то есть к выборам) интерес к делу проявила именно столичная мэрия во главе с Сависааром, пожелавшими стать финансовыми посредниками. С одной стороны столичные центристы заявляют, что «с соседями надо жить в дружбе» и потому, вроде понятно желание ускорить затянувшееся на годы сооружение храма. И пусть все приурочено к выборам, но забота подсознательно согревает душу обывателя, вызывает у него благодарность. На это простодушие и рассчитывают центристы.
Возникает и такой вопрос: если сами русские годами не могут собрать деньги на строительство храма, то может основной массе таллинцев он не так уж и нужен?
Некоторые возражают: русское население обеднело. И то верно, но ведь это по сравнению с эстонцами, и потом, откуда же взялись деньги на шикарные и недешевые фейерверки, которыми отметилось население «русскоязычного» микрорайона, встречая Новый год?
И потому есть основание утверждать, что за заботой о людях прячутся партийно-политические интересы. С годами все очевиднее, что центристы демонстрируют видимое, формальное уважение русскости, спекулируя на истинных потребностях русского и русскоязычного населения. Оно страдает совсем от другого: межэтнического неравноправия в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. А также, от преднамеренной изоляции русских от эстонского общества, если, разумеется, они не сменят фамилии, не примут местную национальную ментальность, не усвоят провинциальное мировоззрение эстонцев, не станут чураться Запада.
Всему этому как раз и противостоят несогласные с приниженностью русского национального меньшинства уже немногочисленные сегодня русские политики Эстонии. И только этим объясняется враждебное к ним отношение центристов. От того они и представляют русских политиков, выступающих за межэтническое равноправие (не равенство даже!), как угрозу эстонцам – шовинистами, раскольниками, которые мешают консолидировать вокруг центристов абсолютно всех русских и русскоязычных жителей.
Дело не только в том, что центристы, по сути, остаются националистами, (в своем национализме они консервативны и прагматичны, а потому не столько борются с русскими, как их эстонские политические визави, сколько стремятся нейтрализовать их). Они создают у русских постоянную иллюзию, будто завтра центристы решат волнующие их проблемы межэтнического неравенства. Ну, прямо, как морковка, подвешенная ездоком впереди устремленного за ней ишака.
А молчание русского населения объясняется тем, что власть и политика моноэтнического государства привели русское и русскоязычное население к реальному политическому и правовому бесправию, всеобщему унынию и апатии. Притом центристы воспринимаются, как «меньшее зло», например уже потому, что партия Сависаара обеспечивает на уровне местных самоуправлений в регионах, где русские живут концентрированно, минимальную, но хоть какую-то социальную защиту от эгоистичной политики партий крупного капитала. Ну, а когда Россия закрыла глаза на межэтническое неравноправие, то русским только и осталось, что хвататься за центристов, как за ту самую, «соломинку».
Не защита русскоязычных, а ее имитация
Увы, стало даже привычным, что центристы манипулируют забитым и запуганным русским населением, считают русских безмолвными холопами. Они безмерно рады «сависааровской пенсии» (дополнительная годовая пенсия из таллинского бюджета), жалеют страдальца-Эдгара, подверженного нападкам радикал-националистов за то, что он, якобы, защищает русских от этих самых радикал-националистов, и наивно восхищаются дружбой центристов с Россией (на деле – больше с российским бизнесом).
Достаточно сказать, что центристы всегда поддерживали Языковую инспекцию, прозванную «языковой инквизицией», реанимировали и злосчастную реформу т.н. русских гимназий – их перевод на эстонский язык обучения. Но именно они, не менее лихо, в основном перед выборами, «воюют» и с инспекцией, и с реформой гимназии.
Первое – для эстонцев, и всерьез, второе – для русских и для отвода глаз.
Подтверждением служит имитация «заботы» столичных центристов о сохранении в гимназиях обучения на русском языке. Еще год-два назад инициировавших широкое обсуждение этой тематики русских политиков они тут же признали опасными «радикалами», которые могут привести к новой «бронзовой ночи».
В итоге под центристский контроль взят «Совет русских школ», организация, созданная по инициативе снизу, как и «Ночной дозор». Центристы сразу объявили нежелательными элементами в этом совете бывших дозорных (тех самых, кого сначала отдали под суд по заведомо ложному обвинению и затем оправданных всеми судебными инстанциями).
И Совет вот уже три месяца как бездействует, а центристы, собрав очередной «Гражданский мир», выдали свою идею половинчатого решения проблемы за мнение общественности. Они предложили сохранить обучения и на русском, и на эстонском языке. То есть, и нашим, и вашим.
Охоту на русских политиков, которые повели решительную борьбу, а не центристскую имитацию, приуроченную к мартовским парламентским выборам, взяла на себя вице-мэр Таллина, вчерашняя журналистка, центрист Яна Тоом (Литвинова), курирующая в столице вопросы образования, но и пропаганду (про)центристских СМИ и журналистов.
Но зачем все это надо? Очень просто: центристы, как всегда, накануне выборов перехватывают инициативы русских политиков, чтобы изобразить отеческую заботу о русском населении, при этом четко зная, что после выборов все вернется на круги своя.
Используя административный ресурс в местных самоуправлениях, где русские и русскоязычные составляет половину или больше населения, центристы монополизировали все СМИ на русском языке, превратили их в инструменты своей пропаганды и, не только не подпускают к ним независимых русских политиков, но и очерняют их, клевещут на них. Делается все это и с помощью России – так, телеканал Первый Балтийский канал мощно, в том числе и финансово, используется на каждых выборах в пользу центристов и доступен практически только центристам.
Русские центристы – «цепные псы» Эдгара
Для привлечения «русских» голосов широко используется и т.н. русскоязычная интеллигенция, которой тоже хочется выживать и иметь кусок хлеба, еще лучше с маслом. Вот ее скромно и прикармливают между выборами местные органы власти, в которых управляют победившие центристы.
Правда, это делают и реформисты, социал-демократы и иногда даже национал-радикалы, но поскольку уже 80% электората центристов составляет неэстонское население, то политические дивиденды от такой «прикормки» на местном уровне, в районах компактного проживания русского и русскоязычного населения достаются центристам.
В этом не было бы ничего предосудительного, если бы в обмен т.н. русские центристы, которых в народе стали звать «русскоговорящими», не взяли на себя основную работу центристов по умиротворению неэстонской части населения. Это – и ликвидация самостоятельных русских политических сил, которые стремятся к межэтническому равноправию в Эстонии и осмеливаются противостоять моноэтнической сущности «демократического» государства. Это – и разглагольствования о том, что «неравноправие это – не хорошо», но за которыми не следуют действия и акции (да хотя бы в парламенте). Это – и увещевания неэстонского населения c призывами «потерпеть» (и терпят – уже 20 лет!), «войти в положение эстонцев» (и входят – уже 20 лет!), «вступать в диалог с националистами» (но те и слышать об этом не хотят – уже 20 лет!).
В итоге все это ведет к смирению и раболепию, общественно-политической импотенции русского населения, потерей русскости и духовности, и уже к начавшейся ассимиляции.
В штыки этой интеллигенцией воспринимается девиз независимых русских политиков – «В рабство не стремись сам и свободу других учись ценить», слова, сказанные архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) старцем-духовником соседствующего с Эстонией Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Сторонников такого подхода и мировоззрения русские центристы и называют политиками-радикалами (?!) В ответ, «таких» центристов прозвали «русскоязычными» – за пренебрежение интересами русских жителей, которые по данным социологов живут хуже всех, даже хуже, чем в среднем все неэстонское население.
То, что это факт, никто уже не оспаривает, но все предпочитают молчать. Если господствующую титульную нацию можно, конечно, не оправдывая, но понять, то всяко непристойна позиция «молчащих» русских центристов, отказавшихся от гражданской позиции, потерявших совесть и забывших даже об этнической солидарности.
Они уже давно смирились с тем, что из трех неэстонцев двое не имеют права голосовать на парламентских выборах. Что безработица среди русских в четыре раза выше, чем среди эстонцев. Что среди русской молодежи доля людей с высшим образованием сегодня уже в два раза ниже, чем среди эстонцев. Что, наконец, борьба за политические и экономические права русского и русскоязычного населения подменяется созданием мультикультурных резерваций национальных меньшинств.
С межэтническим неравноправием смирился и Кремль, который круто сменил соотечественную политику в угоду националистам Прибалтики и стран СНГ.
Но нет худа без добра. Может теперь, наконец, местные русские смогут, правда, в куда более проигрышных, чем 20 лет назад условиях, сами обустроить свою жизнь, стать полноправными жителями и гражданами. Увы, нынешним трудностям российские соотечественники отчасти обязаны и 20-летней патерналистской, кстати, в худом исполнении, политике России в отношении российских соотечественников за рубежом.
Димитрий Кленский
Таллин, 2 января 2011
P.S. Как центристы абсорбируют русские голоса
О «двойных стандартах» центристов говорит многое. С самого начала издания органа Центристской партии Kesknädal Эдгар Сависаар был категорически против ее выпуска на русском языке. И это понятно – у русских бы волосы встали дыбом от прочтения многих статей, которые могли бы быть опубликованы и в газетах национал-радикалов Марта Лаара, национал-реформистов Андруса Ансипа и национал-демократов Свена Миксера.
Отчасти такое можно понять – центристам приходится лавировать между эстонским и русским избирателем. Но всему есть предел, даже цинизму и лицемерию.
Центристы не рекламируют свои суждения о русских. Например, высказывание своего генерального секретаря Прийта Тообала в газете Sõnumileht: «Мнимые патриоты Эстонии упрекают нас, то есть центристов, за то, что мы слишком много возимся с русскими. Но зачем мы это делаем? Для того чтобы держать их под контролем. Абсорбируя голоса русскоязычных избирателей, мы предотвращаем самоорганизацию русских в самостоятельную силу и не допускаем их к главному – к ключевым постам».
Заявление центриста Тоомаса Витсута об угрозе русских радикальных политиков – «из той же оперы» и только подтверждает, что сказанное Тообалом не было случайностью и никакие извинения не последуют.
Показательно так же, как в новогоднюю ночь избранный в основном русскими голосами евродепутат от Центристской партии Вилья Сависаар-Тоомаст прокомментировала скандал «с церковными деньгами», который разыгрался вокруг ее бывшего мужа Эдгара Сависаара:
"Я не хочу верить, что КаПо прямо-таки врет".
И это тоже чем-то похоже на предательство, когда ради сохранения власти председатель столичного горсобрания Тоомас Витсут пошло предал русских Эстонии.
Не первый, и нет сомнения, не последний раз.